⭐ ⭐ ⭐ ⭐ ⭐ Юридическая тематика очень сложная но, в этой статье, мы постараемся ответить на вопрос «По Какому Косгу Доходов В 2022 Году Начисляется Неустойка За Нарушение Условий Контракта». Конечно, если у Вас остались вопросы Вы сможете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Согласно вышеуказанным приказам Минфина России, а также положениям федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (приказ Минфина России от 31 декабря 2022 г. N 256н, пункт 16) и стандарта «Доходы» (приказ Минфина России от 27 февраля 2022 г. N 32н, пункты 34, 35), доходы от штрафов за нарушение условий контрактов (договоров), в том числе, в случае когда учреждение является исполнителем договора (арендодателем), подлежат отражению в учете на дату возникновения требований к плательщику штрафов (пеней) и учитываются по соответствующим статьям доходов кода вида доходов бюджетов 000 1 16 90000 00 0000 140, увязанному в целях бухгалтерского учета с подстатьей 141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» КОСГУ.
Актуализированная сопоставительная таблица кодов видов доходов бюджетов и соответствующих им кодов аналитической группы подвидов доходов бюджетов, применяемых в 2022 году, к кодам, применяемым в 2022 году, увязанная с кодом КОСГУ размещена на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в рубрике «Бюджет» подрубрике «Бюджетная классификация Российской Федерации».
Письмо Минфина России от 21 июня 2022 г. N 02-08-10/46468 Об отражении в учете доходов от штрафов за нарушение условий контрактов (договоров)
Учет расчетов по ущербу и иным доходам ведется на счетах аналитического учета счета 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам», предусмотренного Инструкцией от 01 декабря 2022 г. N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений», с указанием в 1-17 разрядах номера счета соответствующего кода (составной части кода) бюджетной классификации Российской Федерации, в 24-26 разрядах номера счета — подстатьи КОСГУ, соответствующей экономической сущности осуществляемого факта хозяйственной жизни (отражаемого объекта бухгалтерского учета).
Таким образом, начисление штрафов и пеней исполнителю контракта (договора) за несвоевременное и (или) ненадлежащее исполнение своих обязательств в соответствии с условиями заключенного контракта (договора) является обязательным. Несовершение подобных действий со стороны заказчика квалифицируется проверяющими как нарушение проведения закупок товаров, работ, услуг.
Вход для клиентов
Прежде чем рассматривать порядок отражения на счетах бухгалтерского учета начисления доход от штрафные санкции за нарушение условий контракта (договора), хотелось бы сказать несколько слов о том, что работники Федерального казначейства при проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений обращают внимание на исполнение норм Закона о контрактной системе. При этом часто встречаются такие нарушения (см. письма Федерального казначейства от 08.10.2022 № 07‑04‑05/21‑21405, от 13.07.2022 № 07‑04‑05/21‑14791 «О направлении обобщенной информации по результатам контрольных мероприятий»):
Семинары и вебинары Аюдар Инфо
На наш взгляд, применить положения п. 47 ФСБУ «Концептуальные основы» к доход от штрафные санкции в форме штрафов, пеней, начисленных за нарушение поставщиками (подрядчиками) условий контракта (договора), достаточно сложно. Тем не менее не вызывает сомнений, что начисленная сумма штрафов, пеней признается доходом учреждения. Как отмечено в Письме Минфина РФ от 18.10.2022 № 02‑07‑10/75014, доход признается в результате совершения фактов хозяйственной жизни или наступления событий, в результате которых ожидается получение экономических выгод или полезного потенциала, связанных с этими операциями (событиями), при условии, что их сумма (денежная величина) может быть надежно определена.
В указанном случае начисление по исполнению денежного обязательства по государственному (муниципальному) контракту производится на основании акта о приемке товаров, работ, услуг, содержащего сведения об исполнении обязательства исполнителем, о принятых результатах исполнения контракта, включая сумму неустойки (пеней, штрафов).
В соответствии с частью 3 статьи 41 Бюджетного кодекса, средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой ответственности, в том числе штрафы, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия относятся к неналоговым доходам бюджетов.
Ответ
В отношении уплаты неустойки кредитору — публично-правовому образованию необходимо иметь в виду, что согласно положениям ст. 41 Бюджетного кодекса РФ (далее — Бюджетный кодекс) средства от применения мер гражданско-правовой ответственности относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ.
Регламентируется начисление неустойки, проводки по которым обязательно отражаются в учете организации-заказчика, Постановлением Правительства РФ № 1042 от 30.08.2022. Санкции начисляются за каждый день просрочки исполнения сторонами своих обязательств по госконтракту в размере 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ, установленной на день платежа.
Как рассчитать и отразить в бухучете неустойку по госконтракту
- расходование полученного взыскания является соответствующим уставной деятельности данного учреждения;
- расходы соответствуют утвержденному ПФХД;
- в соглашении о предоставлении целевой субсидии не указано требование о перечислении в бюджет сумм удержанных взысканий.
Что такое неустойка по контракту 44-ФЗ
- Дт 2.205.41.560 Кт 2.401.10.140 — начисление задолженности контрагента по штрафным санкциям;
- Дт 2.201.11.510 Кт 2.205.41.660 — поступление сумм взыскания;
- Дт 17, КОСГУ 140 — отнесение денежных средств на счет БУ (используется 20 или 21 лицевой счет).
Новые положения установлены в Приказе Минфина от 08.06.2022 № 132н (ред. от 30.11.2022) в части формирования кодов бюджетной классификации. Теперь бюджетные и автономные учреждения обязаны применять новый порядок при определении КВР по всем совершаемым операциям. Ранее закреплены виды расходов, КОСГУ в Приказе 65н, с изменениями на 2022 год устаревший Приказ использовать недопустимо.
Таблица соответствия КВР и КОСГУ для бюджетных учреждений на 2022 год
Для специалистов это означает, что государственные (муниципальные) расходы и доходы классифицируются по различным признакам: планируемые и незапланированные, текущие и капитальные, по уровню принадлежности соответствующего бюджета, а следовательно, и по применению специальных кодов и т. д.
Важные изменения
Даже у опытных бухгалтеров вызывает затруднение расшифровка, что такое КОСГУ в бюджете. Классификация операций сектора государственного управления — это часть классификации счета, которая позволяет группировать затраты госсектора экономики в зависимости от экономического содержания и включает в себя группу, статью и подстатью.
Согласно нормам Гражданского кодекса в госконтракте по соглашению сторон возможно закрепить следующую норму — при нарушении со стороны исполнителя заказчик имеет право уменьшить оплату на сумму пени или штрафа. Государственные и муниципальные заказчики должны перечислить пени (штрафы) в доход бюджета соответствующего уровня.
Нередко у руководителей бюджетной сферы, финансистов и экономистов, возникают рабочие вопросы, решение которых уже найдено у коллег. Мы открыли для вас единую площадку открытого обсуждения бюджетных вопросов.
Штраф по контракту
Доходы учреждения в виде задолженности поставщика в сумме неустойки, начисленной за нарушение условий контракта, относятся на статью 140 «Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба» аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» КОСГУ (Порядок № 132н, Порядок № 209н).
- Чем отличаются понятия «неустойка», «штраф» и «пеня»
- Какое законодательство регулирует выплату неустойки
- 3 способа взыскания неустоек
- Какими проводками начислять неустойки казенным, бюджетным и автономным учреждениям
- Какие показатели отражаются в отчетных формах
Отражение штрафов и пеней
2.2.1. зачисление средств от поставщика непосредственно на счет администратора (04).
- уведомление администратора кассовых поступлений об ожидаемом поступлении доходов. Основанием является Извещение ф. 0504805, направленное администратору доходов:
Д-т (КДБ) 1. 304.04 (140)
К-т (КДБ) 1. 303.05. (730) - поступление доходов в бюджет. Основанием является Извещение, полученное от администратора кассовых поступлений:
Д-т (КДБ) 1. 303.05. (830)
К-т (КДБ) 1. 209.40. (560) либо (КДБ) 1. 205.41. (560)
2.2.2. зачисление средств с лицевого счета получателя бюджетных средств.
- зачисление на лицевой счет учреждения от поставщика (подрядчика):
Д-т (КРБ) 1. 304.05 (ХХХ)
К-т (КДБ) 1. 209.40. (560) либо (КДБ) 1. 205.41. (560)
В «1С»: документ «Кассовое поступление». - перечисление полученных сумм с лицевого счета получателя бюджетных средств на счет администратора доходов:
Д-т (КДБ) 1.303.05 (830)
К-т (КРБ) 1.304.05 (ХХХ)
В «1С»: документ «Заявка на кассовый расход». - уведомление администратора кассовых поступлений об ожидаемом поступлении доходов. Основание – Извещение ф. 0504805, направленное администратору доходов:
Д-т (КДБ) 1. 304.04 (140)
К-т (КДБ) 1. 303.05. (730)
Что такое неустойка
Однако Закон предусматривает и ряд исключений, когда вышеуказанные требования могут не применяться (п. 15 ст. 34). В число исключений входят закупки у единственного источника, например, на сумму, не превышающую 100 000 руб., или товаров, работ или услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с пп. 2 и 3 ст. 160.1 Бюджетного кодекса учет начисления и поступления в доход бюджета суммы неустойки (пеней, штрафов) по государственному (муниципальному) контракту на основании вышеуказанных актов приемки осуществляют подведомственные главному администратору доходов администраторы доходов в соответствии с правовым актом главного администратора доходов о наделении полномочиями.
План-график составляйте по новым правилам, Правительство утвердило для него новую форму. Она потеряла целых 19 граф и это главное изменение. На примерах показали, как заполнить каждую графу. Самое сложное в заполнении то, что сведения из плана закупок больше подтягиваться не будут: план закупок отменили.
Ответ
Положениями статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗв контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Нарушение требований к бухгалтерскому и бюджетному учету. Мера ответственности зависит от процента искажения показателей отчетности и применяется для должностных лиц. За искажения разной степени предусмотрены штрафы от 1000 до 50.000 рублей.
У казенного учреждения облагаемого дохода от неустойки не возникает. Средства в виде неустойки за просрочку исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного государственным (муниципальным) контрактом, признаются доходами Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и не учитываются в составе налогооблагаемых доходов, поскольку публично-правовые образования не признаются плательщиками налога на прибыль организаций на основании статьи 246 НК РФ. Соответствующее разъяснение приведено в письмеМинфина России от 27.02.2022 N 03-03-06/4/5745.
Ответственность за нарушение бюджетного законодательства с точки зрения УК РФ
На наш взгляд, применить положения п. 47 ФСБУ «Концептуальные основы» к доход от штрафные санкции в форме штрафов, пеней, начисленных за нарушение поставщиками (подрядчиками) условий контракта (договора), достаточно сложно. Тем не менее не вызывает сомнений, что начисленная сумма штрафов, пеней признается доходом учреждения. Как отмечено в Письме Минфина РФ от 18.10.2022 № 02-07-10/75014, доход признается в результате совершения фактов хозяйственной жизни или наступления событий, в результате которых ожидается получение экономических выгод или полезного потенциала, связанных с этими операциями (событиями), при условии, что их сумма (денежная величина) может быть надежно определена.