План проверок трудовой инспекции на 2022 год

Летом 2022 года в сфере надзорной деятельности произошли важные изменения. Вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2022 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». На базе Закона № 248-ФЗ было утверждено Постановлением Правительства РФ от 21.07.2022 № 1230 «Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». Данное Положение № 1230 является одним из основополагающих нормативных актов в сфере трудового надзора.

  • высокий риск ‒ проверка проводится один раз в 2 года;
  • значительный риск ‒ проверка проводится один раз в 3 года;
  • средний риск ‒ проверка проводится один раз в 5 лет;
  • умеренный риск ‒ проверка проводится один раз в 6 лет;
  • в отношении работодателей, которым присвоена низкая категория риска, плановые трудовые проверки не проводятся.
  • здравоохранения;
  • образования;
  • социальная сфера;
  • производство, использование и обращение драгметаллов и драгоценных камней.
  • Ежегодная проверка знаний
  • Курсы целевого назначения
  • Программа повышения квалификации
  • Программа профессиональной переподготовки
  • Профессии рабочих и служащих
  • Дистанционное обучение
  • Инспекция получила информацию о том, что вы нарушаете ТК.
  • Вы не отреагировали на предписание инспекции устранить нарушения за определенный срок.
  • Сотрудник пожаловался на нарушение условий труда. Причем как в отношении себя, так и своего коллеги.

Непривычно, когда слово «визит» используется контролерами. Обычно визитом принято называть простое посещение какого-либо места или человека и совсем не с целью проверки. Тем не менее, в новом Федеральном законе «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2022 № 248-ФЗ словосочетание «инспекционный визит» применяется как официальное название одной из новых форм проверок.

  • наличие у трудовой инспекции информации о нарушениях, допущенных работодателем. К примеру, в ГИТ поступила жалоба или обращение, что работодатель своими действиями создал потенциальную угрозу жизни или здоровью сотрудников. Эта информация может поступать от иных компаний, физлиц, правоохранительных органов и т.п.;
  • поручение Президента РФ или Правительства РФ об осуществлении в отношении работодателя внеплановой проверки;
  • требование прокуратуры провести контрольное мероприятие по поступившим в ее адрес материалам или обращениям;
  • истечение срока исполнения решения госорганов об устранении нарушения, которое было обнаружено ранее;
  • поступление от работодателя сведений об устранении нарушений требований по вопросам лицензирования деятельности, аккредитации, сертификации, включения в реестр и т.п. В данной ситуации внеплановая проверка проводится только как оценка устранения выявленных нарушений.

Плановые проверки трудовой инспекции в 2022 году

  • Письменное обращение или запрос работника;
  • Заявление о нарушении трудового законодательства, которое может повлечь вред жизни работника;
  • Срок для выполнения требований по ранее вынесенным предписаниям подошел к концу;
  • Запрос о внеплановой проверке поступил со стороны государственных органов.
  • Все действия инспекции регулируются строго в соответствии с нормами закона. Превышать возложенные на нее полномочия инспекция не вправе.

«Статья 361 ТК РФ. Обжалование решений государственных инспекторов труда Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.»

Статья 356 ТК РФ. Основные полномочия федеральной инспекции труда. В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях; направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды; проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве; обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию; анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно; принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников; запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав; осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан; готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации; проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей; направляет в национальный орган по аккредитации представления о приостановке действия аттестата аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение требований законодательства о специальной оценке условий труда; направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предложение об аннулировании сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда в связи с допускаемым этим экспертом нарушением законодательства о специальной оценке условий труда; направляет в соответствующие органы государственной власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии) или злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

«Статья 360. Порядок организации и проведения проверок работодателей Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации. Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Части третьяпятая утратили силу. Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан. Основанием для проведения внеплановой проверки является: истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; поступление в федеральную инспекцию труда: обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников; обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав; запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 настоящего Кодекса; наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абзаце четвертом части седьмой настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры. Предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце четвертом или пятом части седьмой настоящей статьи, не допускается. Особенности проведения проверок соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации

«Статья 219 КАС РФ. Срок обращения с административным исковым заявлением в суд

  1. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
  2. Административное исковое заявление об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.
  3. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
  4. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
  5. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
  6. Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.
  7. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
  8. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска

Предостережение сделают в том случае, если инспекторы получат информацию о возможных и (или) готовящихся нарушениях. Но доказательств у них не будет. Работодатель, в свою очередь, вправе направить возражение. На это ему отводится 10 дней с момента, когда поступило предостережение. Инспекторы рассмотрят возражение и в течении 20 рабочих дней ответят на него.

Рекомендуем прочесть:  Льготы По Вывозу Твердых Бытовых Отходов Пенсионерам Ветеранам Труда Инвалидам

Получается, что те компании и ИП, чьи плановые выездные проверки запланированы на вторую половину 2022 года, могут получить от контролеров бонус: срок проверки сократится с 10 до 1 рабочего дня, и у инспекторов не будет возможности проверить бизнесмена по полной программе в рамках выездной проверки (инспекторы не смогут провести весь комплекс контрольных действий, предусмотренных ст. 65 Закона № 248-ФЗ).

В то же время согласно изменениям, внесенным в статью 360 Трудового кодекса РФ (Федеральный закон от 03.07.2022 № 272-ФЗ) внесено дополнительное основание для проведения внеплановых проверок – поступление любой информации в Государственная инспекция труда (ГИТ) из любых источников (в том числе — из СМИ) о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе:

В рамках осуществления проверок (как плановых, так и внеплановых) инспекторы ГИТ по-прежнему смогут проводить такие контрольные мероприятия, как документарные и выездные проверки. В этом отношении в сфере государственного контроля за соблюдением трудового законодательства ничего не поменялось. Изменились (были сокращены) только сроки проведения документарных и выездных проверок.

2. Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. N 2428 «О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 3, ст. 565) после слов «настоящим постановлением» дополнить словами «, с учетом особенностей проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, установленных Правительством Российской Федерации».

План проверок трудовой инспекции на 2022 год по ИНН

  • наличие у ГИТ сведений о нарушениях, допускаемых работодателем. Например, когда в инспекцию подается жалоба/обращение о том, что действия работодателя создают потенциальную угрозу причинения вреда жизни или здоровью работников (такие сведения могут поступить от госорганов, органов МСУ, правоохранителей, частных организаций и физлиц);
  • поручение Президента или Правительства РФ о проведении в отношении работодателя внеплановой проверки;
  • требование прокурора о проведении контрольного мероприятия по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • истечение срока исполнения решения контрольного органа об устранении ранее выявленного нарушения;
  • поступление от работодателя информации об устранении нарушений обязательных требований в сфере лицензирования, аккредитации, сертификации, включения в реестр, аттестации и т.д. Предмет внеплановой проверки в этом случае ограничивается оценкой устранения нарушений обязательных требований.

Также надо иметь в виду, что прокуратуры регионов, призванные в силу статьи 1 «О прокуратуре РФ» надзирать за точным и единообразным соблюдением законодательства, сами зачастую нарушают требования этого же законодательства размещая на своих сайтах вместо сводных планов проверок (т.е. — единого документа, как это требует статья 9 Закона № 294-ФЗ), лишь планы проверок каждого органа контроля и надзора, запланировавшего проведение проверок в следующем календарном году в регионе. Иначе никак не объяснить тот факт, что большинство региональных прокуратур размещают на своих сайтах именно сводные планы проверок (в виде единого документа).

  • экономические агенты, которые находятся под постоянным госконтролем; предприятия с 1 и 2 классом опасности;
  • компании из категории высокого и чрезвычайно высокого риска, а также эксплуатирующие такие объекты;
  • предприятия с деятельностью из перечня к закону №294-ФЗ от 26.12.2008 (образование, здравоохранение и т.д.);
  • штрафники, для которых действуют вступившие в силу постановления о наказаниях по КоАП за грубые нарушения;
  • предприятия, у которых приостановили или аннулировали лицензии.
  • Нет всех документов, которые должны быть. К примеру, компания очень маленькая, а потому работодатель решил не заниматься с оформлением норм внутреннего распорядка. Однако данный документ необходим для организации любого размера. Часто в компании отсутствует правило выдачи расчетных документов.
  • Отсутствуют трудовые книжки специалистов, которые работают в организации. Эти документы неправильно хранятся (они должны находиться в сейфе работодателя).
  • Допущены неточности при оформлении трудового договора с сотрудником: отсутствует указание о размере зарплаты, нет подписи сотрудника.
  • График отпусков был подписан позднее 2 недель от начала года.
  • Ежегодный оплачиваемый отпуск поделен на несколько частей, но их совокупность не составляет положенных 2 недель.
  • Зарплата меньше МРОТ.
  • Зарплата, указанная не в рублях.
  • Деньги выдают реже, чем раз в 15 дней, и отсутствует согласие сотрудника на это в письменной форме.
  • Иностранцы приняты на работу по срочному договору до завершения их разрешения на труд (в этом случае предпочтительно оформление бессрочных договоров).

Поэтому плановые проверки ожидают и малые предприятия, и средние, и крупные, а также некоммерческие организации с численностью сотрудников до 200 человек, на которых высок риск пожаров, несчастных случаев, экологического ущерба и нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Штрафы за правонарушения немалые. Однако на практике выписываются они редко. Также редко проводится полноценная проверка трудовой инспекции. Но это не значит, что требования закона нужно игнорировать. Если инспектор найдет реальные правонарушения, наказания не избежать.

  • Протоколы анализа товара, изготавливаемого на предприятии.
  • Итоги осуществленных экспертиз.
  • Предписание, в котором изложено требование о ликвидации правонарушений.
  • Объяснения трудящихся.
  • Прочие документы, которые важны в рамках проведенной проверки.

ВАЖНО! В рамках мероприятия проверяются не только документы. Также представители трудовой инспекции следят за своевременностью прохождения аттестаций, безопасностью трудящихся. Если того требует работа, нужно позаботиться о наличии защитных масок, перчаток и прочих защитных аксессуаров.

Компании, в которой работает хотя бы один сотрудник, нужно быть готовой к проверке трудовой инспекции. При нахождении нарушений выписываются штрафы. Если нарушения неоднократные, компанию могут временно закрыть до их устранения. Для предупреждения трат и приостановки деятельности нужно готовиться к проверкам.

На первом этапе работодателю выдается только предписание. То есть ЮЛ или ИП предоставляется шанс на исправление. Настоящие проблемы появляются после повторного правонарушения. В этом случае придется выплачивать большой штраф. Компанию могут и вовсе закрыть.

План проверок на 2022 год трудовая инспекция

К примеру, компания может быть освобождена от проведения плановых проверок, если заключить договор страхования рисков причинения вреда (ущерба) (п. 9 ст. 25 Закона о госконтроле) или станет членом СРО, у которого с надзорным органом заключено соглашение о том, что проверки деятельности членов организацией приравниваются к плановым проверкам органа надзора.

Так, срок проведения документарной проверки по новым правилам не может превышать 10 рабочих дней (ранее указанный срок составлял 20 рабочих дней). В указанный срок не включается период с момента направления ГИТ требования представить необходимые документы до момента их представления в инспекцию.

Поэтому плановые проверки ожидают и малые предприятия, и средние, и крупные, а также некоммерческие организации с численностью сотрудников до 200 человек, на которых высок риск пожаров, несчастных случаев, экологического ущерба и нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Контроль и надзор за соблюдением работодателями требований трудового законодательства осуществляется Федеральной инспекцией труда (ч. 1 ст. 353 ТК РФ). Федеральная инспекция труда ‒ единая централизованная система, состоящая из Федеральной службы по труду и занятости (Роструда), и его территориальных органов (государственных инспекций труда, далее ‒ ГИТ).

Проверки без ограничений будут проводится в компаниях, которые в течение трех последних лет нарушали законодательство и получали административное наказание за грубые нарушения, в том числе в виде дисквалификации руководителя либо приостановления деятельности, либо приостановления действия лицензии.

Первый способ, вы можете самостоятельно провести аудит по утвержденным Приказом Роструда № 655 проверочным листам (на случай плановой проверки ревизия проводится исключительно по проверочным листам). Согласно закону у каждого работодателя должен иметься перечень вопросов, которые будет задавать инспектор. Вы можете заранее провести самодиагностику, и тогда, возможно, вы сможете выявить те или иные нарушения, которые можно заблаговременно устранить.

Инспекция может посетить организацию, как известно, с плановой и внеплановой проверкой. С 1 июля 2022 года новый вид контроля – профилактическая проверка.

Помимо этого, данные сведения о категориях риска по тем или иным направлениям деятельности опубликованы на сайте Роструда. Перейдя на сайт rostrud.gov.ru выберете раздел «Работодателю», а затем перейдите в блок «Информация и сервисы» и нажмите «Перечень работодателей, деятельность которых отнесена к категории риска». Все представленные здесь данные актуальны.

Еще раз скажем о том, что основания для внеплановой проверки трудовой инспекции были сокращены из-за пандемии коронавируса.

Для этого в произвольной форме пишется запрос, который направляется в госинспекцию. Вам обязательно придет письменный ответ в течение 15 рабочих дней.

  • плановые проверки субъектов малого предпринимательства, деятельность или производственные объекты которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков, либо к I или II классам опасности, I, II, III классам опасности производственных объектов, I, II, III классам гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора);
  • плановые проверки субъектов малого предпринимательства, в отношении которых в течение предыдущих 3 лет вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения по КоАП РФ или наказания в виде административного приостановления деятельности, дисквалификации либо решения о приостановлении действия лицензии или ее аннулировании;
  • плановые проверки в отношении соблюдения лицензиатами лицензионных требований;
  • плановые проверки субъектов малого предпринимательства, которые проводятся в рамках:
    • внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности;
    • федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

Если в ходе инспекционного визита инспекторы грубо нарушили требования к его организации и проведению, решения по итогам такой проверки могут быть отменены. Сделать это позволено руководителю контрольно-надзорного органа, вышестоящей инстанции или суду, в том числе по представлению (заявлению) прокурора (п. 1 ст. 91 Закона № 248-ФЗ).

Виды и периодичность проведения плановых проверок для каждой категории риска также указываются в Положении о виде контроля соответствующего контрольного (надзорного) органа (пп.5 ч.5 ст.3, ч.1 ст.25 Закона о госконтроле). Для охраннотрудовых проверок она осталась прежней. Поскольку на сегодняшний день нового положения пока нет, то периодичность проведения проверок останется прежней, что не противоречит Закону о госконтроле.

  • проверка может проводиться только на основании соответствующего распоряжения или приказа уполномоченного сотрудника ГИТ. Проводить контроль имеют право только инспекторы, указанные в документе;
  • срок проведения проверки для организации не может превышать 20 дней в год, для малого предприятия — 50 часов в год, для микропредприятия – 15 часов в год.
  • вид деятельности экономического субъекта;
  • количество наемных сотрудников и их движение;
  • наличие задолженности по заработной плате, структура и динамика за 2022 год;
  • наличие административных взысканий в части нарушений трудового законодательства (только вступившие в законную силу);
  • уровень травматизма (несчастные случаи, профзаболевания и травмы на производстве) в сравнении за три последних года.
  • здравоохранения;
  • образования;
  • социальная сфера;
  • производство, использование и обращение драгметаллов и драгоценных камней.
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. город Москва
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Московской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Белгородской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Брянской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Владимирской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Воронежской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Ивановской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Калужской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Костромской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Курской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Липецкой области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Орловской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Рязанской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Смоленской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Тамбовской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Тверской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Тульской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Ярославской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Республики Адыгея
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Республики Калмыкия
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Краснодарского края
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Астраханской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Волгоградской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Ростовской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Республики Крым
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. город Севастополь
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Республики Дагестан
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Республики Ингушетия
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Кабардино-Балкарской Республики
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Карачаево-Черкесской Республики
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Республики Северная Осетия-Алания
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Чеченской Республики
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Ставропольского края
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Республики Башкортостан
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Республики Марий Эл
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Республики Мордовия
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Республики Татарстан
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Удмуртской Республики
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Чувашской Республики
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Пермского края
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Кировской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Нижегородской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Оренбургской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Пензенской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Самарской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Саратовской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Ульяновской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Курганской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Свердловской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Тюменской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Челябинской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Ханты-Мансийского автономного округа — Югра
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Ямало-Ненецкого автономного округа
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Республики Алтай
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Республики Бурятия
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Республики Тыва (Тува)
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Республики Хакасия
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Алтайского края
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Красноярского края
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Иркутской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Кемеровской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Новосибирской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Омской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Томской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2022 г. Забайкальского края
Рекомендуем прочесть:  Проезд На Поезде Детям Инвалидам Алтайский Край 2022

2. Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. N 2428 «О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 3, ст. 565) после слов «настоящим постановлением» дополнить словами «, с учетом особенностей проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, установленных Правительством Российской Федерации».

Инспекторы Роструда проводят проверки как плановые, так и внеплановые, руководствуясь ТК РФ и ФЗ-294 от 26/12/08 г. В ходе проверки инспекторов может заинтересовать широкий спектр документов компании: от учредительных, до локальных нормативных актов, отдельных документов, регулирующих ту или иную сферу взаимоотношений администрации и сотрудника, с учетом специфики фирмы.

В рамках осуществления проверок (как плановых, так и внеплановых) инспекторы ГИТ по-прежнему смогут проводить такие контрольные мероприятия, как документарные и выездные проверки. В этом отношении в сфере государственного контроля за соблюдением трудового законодательства ничего не поменялось. Изменились (были сокращены) только сроки проведения документарных и выездных проверок.

Выделяются несколько категорий риска в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда. Речь идет о таких ценностях, как жизнь и здоровье работников, трудовые права работников, связанные с невыплатой в установленный срок зарплаты.

Предостережение сделают в том случае, если инспекторы получат информацию о возможных и (или) готовящихся нарушениях. Но доказательств у них не будет. Работодатель, в свою очередь, вправе направить возражение. На это ему отводится 10 дней с момента, когда поступило предостережение. Инспекторы рассмотрят возражение и в течении 20 рабочих дней ответят на него.

Существуют несколько факторов, определяющих годовой план проверок Роструда. Во-первых, это требования ФЗ № 294-ФЗ о сроках проведения проверок. Во-вторых, чтобы добиться основной цели мероприятия – обеспечения безопасных условий труда – первым делом включаются во внимания компании с «высоким» и «значительным» риском. Помимо этого, чаще проводятся проверки у работодателей, имеющих зафиксированные случаи нарушения в отношении прав сотрудников.

  • На проверки ФНС, ПФР и ФСС — плановые и внеплановые, — поэтому бизнесу расслабляться не стоит.
  • С этого года ФНС может провести проверку дистанционно или же по традиции приехать к вам в офис — выбор за ней. С 31 июня плановые выездные проверки ФНС может заменять на однодневный инспекционный визит.

По новым правилам единый реестр проверок находится в ведении Генпрокуратуры (ст. 13.3 от 26.12.2008 № 294-ФЗ). План, сформированный Рострудом, публикуется на официальном сайта Генеральной прокуратуры. Именно там можно посмотреть график плановых проверок и выяснить, стоит ли ждать инспектора в гости в ближайшие месяцы.

  • высокий риск ‒ проверка проводится один раз в 2 года;
  • значительный риск ‒ проверка проводится один раз в 3 года;
  • средний риск ‒ проверка проводится один раз в 5 лет;
  • умеренный риск ‒ проверка проводится один раз в 6 лет;
  • в отношении работодателей, которым присвоена низкая категория риска, плановые трудовые проверки не проводятся.

Формула определения категории риска работодателя установлена в приложении № 1 к Положению о ФГН по труду. Она напрямую зависит от показателя потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (к таковым относятся жизнь и здоровье работников, своевременная выплата зарплаты и т. д.).

Проверка ГИТ (государственной инспекции по труду) в 2022 году; что проверяется

  • запросы сотрудников предприятий о проведении проверки охраны труда и условий работы на производстве;
  • заявления и обращения в Роструд граждан (в т.ч. ИП и ООО);
  • сведения, полученные из СМИ;
  • информацию, поступившую от органов гос. власти.
  • индивидуальная трудовые соглашения с сотрудниками и дополнительные соглашения;
  • личные трудовые книжки подчиненных;
  • личные карточки сотрудников;
  • приказы руководства по основной деятельности;
  • приказы начальства по личному составу;
  • внутрикорпоративные нормативные акты, в т.ч. акт об оплате труда и правила внутреннего распорядка;
  • штатное расписание;
  • графики ежегодных отпусков;
  • табели учета рабочего времени;
  • книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей к книжкам;
  • приходно-расходная книга по учета бланков трудовых книжек и вкладышей к книжкам.
  1. Ознакомиться со служебными удостоверениями инспекторов.
  2. Потребовать копию приказа или распоряжения о проведении проверки (заверенную печатью) и обратить внимание на:
    • обоснование (документальное) проведения проверки;
    • перечень участников бригады, осуществляющей проверку;
    • сроки проверки;
    • анализируемые в ходе проверки бумаги.
  3. Лично контролировать ход проведения проверки.
  4. Узнавать результаты проверки, соглашаться или не соглашаться с мнением инспектора.
  5. В случае выявления нарушений со стороны ГИТ — обжаловать действия инспекторов в судебном или административном порядке.
  6. Обращаться за защитой прав и принятием участия в проверке к Уполномоченному по защите прав предпринимателей (в субъекте РФ или при Президенте РФ).
  • в соответствии с поручением Президента или Правительства РФ был издан приказ руководителя (или распоряжение зам. начальства) Федеральной инспекции труда о необходимости проведения выездной внеплановой проверки;
  • было получено требование Прокурора об организации проверки предприятия на предмет соблюдения требований закона, основанное на обращениях, зарегистрированных в органах прокуратуры.

Каждое предприятие, будь то организация или фирма индивидуального предпринимателя, время от времени проверяется надзорными органами. Одним из методов контроля деятельности компании является проверка Государственной инспекции труда РФ (далее — ГИТ). Работодателю необходимо знать о своих правах и порядке проведения проверки, потому что оба аспекта регулируются законом. Из данной статьи вы узнаете, что представляет собой проверка ГИТ. Что проверяет, как проходит плановая и внеплановая проверка, можно ли уйти от надзора, какими правами обладают инспекторы, как действовать во время проверки — на эти вопросы вы также найдете ответ.

  • наличие и оформление трудовых договоров, заявлений на прием, увольнение и отпуск, графиков отпусков и других кадровых документов,
  • соблюдение сроков выплаты зарплаты, отпускных и обязательных компенсаций,
  • соблюдение режима труда и отдыха работников,
  • наличие и расследование причин несчастных случаев на производстве и профзаболеваний,
  • обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

    «В 2022 году ГИТ сосредоточила внимание на предприятиях Москвы с высоким и значительным риском нарушений по охране труда. С 2022 года все работодатели оцениваются с точки зрения риск-ориентированного подхода, и на основе этой оценки автоматизированная система Роструда присваивает им определенную категорию. При этом учитывается вид деятельности, количество сотрудников, уровень травматизма за последние три года, долги по зарплате за прошлый год, наличие штрафов за трудовые нарушения», — рассказывает директор Московского городского центра условий и охраны труда Юрий Овчинников .

    Каждое предприятие, включая учреждения столичной соцзащиты , периодически проверяется Государственной инспекцией труда (далее ГИТ). В 2022 году списки работодателей, которых намерены посетить инспекторы ГИТ, доступны на сайте Роструда . Что влияет на категорию риска и как подготовиться к проверкам, рассказали в Московском городском центре условий и охраны труда .

    «Перед посещением организации инспектор определяет проверочные листы и сверяет по ним выполнение требований. Работодатель получает от него предварительный перечень вопросов. На его основе можно провести самодиагностику и по возможности устранить имеющиеся нарушения до приезда представителей ГИТ. Кстати, в наступившем году c учетом эпидемиологической ситуации проверки могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия», — поясняет Юрий Овчинников .

    Московский городской центр условий и охраны труда (МГЦУОТ) — единственное учреждение в структуре исполнительной власти, предоставляющее профессиональные услуги по охране труда для государственных и коммерческих организаций столицы. В их числе — обучение и проверка знаний по охране труда, проведение специальной оценки условий труда и многое другое.

    «Перед посещением организации инспектор определяет проверочные листы и сверяет по ним выполнение требований. Работодатель получает от него предварительный перечень вопросов. На его основе можно провести самодиагностику и по возможности устранить имеющиеся нарушения до приезда представителей ГИТ. Кстати, в наступившем году c учетом эпидемиологической ситуации проверки могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия», — поясняет Юрий Овчинников.

    Каждое предприятие, включая учреждения столичной соцзащиты, периодически проверяется Государственной инспекцией труда (далее ГИТ). В 2022 году списки работодателей, которых намерены посетить инспекторы ГИТ, доступны на сайте Роструда. Что влияет на категорию риска и как подготовиться к проверкам, рассказали в Московском городском центре условий и охраны труда.

    Даже если плановая проверка не предполагается, визит инспекции по труду в организацию все равно возможен — например, по жалобе сотрудников или в профилактических целях. Речь идет о внеплановом выезде, который назначают только после подтверждения нарушения.

    • наличие и оформление трудовых договоров, заявлений на прием, увольнение и отпуск, графиков отпусков и других кадровых документов,
    • соблюдение сроков выплаты зарплаты, отпускных и обязательных компенсаций,
    • соблюдение режима труда и отдыха работников,
    • наличие и расследование причин несчастных случаев на производстве и профзаболеваний,
    • обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

    «В 2022 году ГИТ сосредоточила внимание на предприятиях Москвы с высоким и значительным риском нарушений по охране труда. С 2022 года все работодатели оцениваются с точки зрения риск-ориентированного подхода, и на основе этой оценки автоматизированная система Роструда присваивает им определенную категорию. При этом учитывается вид деятельности, количество сотрудников, уровень травматизма за последние три года, долги по зарплате за прошлый год, наличие штрафов за трудовые нарушения», — рассказывает директор Московского городского центра условий и охраны труда Юрий Овчинников.

    Рекомендуем прочесть:  Положен Ли Дополнительный Отпуск По Закону От Чернобыля Если Прописана В Зоне С Правом На Отселение Работаешь В Другом Населенном Пункте В Москве

    Рострудом разработаны проверочные листы по охране труда в количестве 133 штук (утверждены Приказом Роструда № 655 от 10.11.2022 г.). Эти формы используются только при проведении плановых поверок и обязаны соответствовать предмету проверки. Вопросы, не относящиеся к тематике проверки и не включенные в чек-листы ГИТ на 2022 год, инспекторы задавать не вправе.

    Статья 53 Федерального закона № 248 от 31.07.2022 г. «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» определяет, что для оптимизации проведения проверок надзорные органы формируют перечни контрольных вопросов — проверочные листы. Для проверяемой организации они не обязательны. Их используют инспекторы ГИТ при проведении проверок, а организации применяют контрольные вопросы для самопроверок.

    Если Роструд включил вашу фирму в плановые проверки на 2022 год, то необходимо заранее подготовиться к предстоящей ревизии. Тем более, что сама проверка осуществляется согласно утвержденным проверочным листкам. Это специальная анкета, в которой перечислены все контрольные вопросы по конкретной теме проверки.

    Уведомление от ГИТ должно прийти на предприятие не позже, чем за 3 рабочих дня до приезда инспекторов. Уведомление происходит путём направления предпринимателю приказа или распоряжения о проведении проверки письмом (заказным, с уведомлением о вручении). Если проверка внеплановая, предупреждение должно поступить любым возможным способом за 24 часа до прихода инспекторов.

    Проверить себя самостоятельно, заполняя проверочный лист по охране труда в организациях на 2022 год, вправе организация с любой штатной численностью, направлением деятельности, организационно-правовой формой. А вот инспекторы ГИТ планируют проверки в зависимости от категории риска, к которой отнесена организация (ознакомиться с категориями риска следует в Постановлении Правительства от 21.07.2022 г. № 1230).

    Когда проверка, наконец, закончена, специалисты трудовой инспекции составляют акт о проведенном контрольном мероприятии. Если никаких нареканий в адрес работодателя не поступило, то составлением акта проверка заканчивается. Один его экземпляр передается работодателю, второй остается в распоряжении трудовой инспекции.

    Быть работодателем – большая ответственность. Большинство из тех, кто имеет в своем штате наемных работников, стараются сделать все, чтобы отношения с работниками были оформлены в соответствии с законодательством. Одним из контролирующих органов, который следит за правильностью оформления всех кадровых вопросов, является государственная инспекция по труду. Каким образом происходят проверки инспекции, рассмотрим в статье.

    Работник имеет право инициировать проверку своего работодателя и при этом не раскрывать свою фамилию. Тем не менее, в заявлении понадобиться указать все данные, но попросить инспекторов не раскрывать информацию о заявителе. В этом случае тайна будет соблюдена и работодатель не узнает, кто подал жалобу. Анонимные заявления трудовая инспекция не принимает и не рассматривает.

    1. Если в компании допускается нарушение трудового законодательства, то работник может обратиться в трудовую инспекцию с жалобой. Частой причиной обращения является несвоевременная выплата заработной платы или выплата ее ниже установленного уровня
    2. В том случае, если в организации ранее уже проводилась проверка инспекцией, были выявлены замечания и подходит к концу срок для исправления недочетов. Инспекция проверит, насколько точно были устранены огрехи в трудовых отношениях компании
    3. В редких случаях дать поручение провести проверку могут высшие органы власти или прокуратура. При этом трудовая инспекция издает распоряжение на проведение проверки

    При приеме на работу новых сотрудников в компании используется типовой трудовой договор. При проведении проверки трудовая инспекция обнаружила, что в документе отсутствует пункт о компенсациях, предусмотренных для работников. Это является нарушением статьи 57 ТК РФ, поскольку именно она определяет, какие сведения должен содержать договор. Изменения в документ нужно будет внести в любом случае, а вот штрафа избежать, скорее всего, не удастся.

    Отдельно Генеральной прокуратурой ежегодно утверждается сводный план проверок ИП и организаций. В нем отражаются не только проверки ГИТ, но и контрольные мероприятия других надзорных органов. Документ публикуется на сайте Генпрокуратуры РФ до 31 декабря года, предшествующего тому, на который составляется план.

    • ликвидации организации или закрытия ИП;
    • прекращения деятельности или эксплуатации использования объектов защиты, атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и иных объектов, подлежащих проверке;
    • присвоения или изменения класса риска организации или ИП;
    • обстоятельств непреодолимой силы.
    • название организации (ФИО ИП);
    • адрес, указанный при регистрации ИП или организации;
    • адрес фактического осуществления деятельности;
    • ОГРН и ИНН;
    • цель проведения проверки (соблюдение трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права);
    • дата регистрации ИП или организации;
    • дата окончания последней плановой проверки;
    • дата начала осуществления вида деятельности, по которому представлено соответствующее уведомление;
    • другие основания для проверки (если они имеются);
    • дата начала проверки (ДДММГГГГ или месяц, но, как правило, всегда указывается только месяц);
    • срок проведения проверки (в днях или часах);
    • форма проверки (документарная, выездная, документарно-выездная);
    • класс присвоенного организации или ИП риска.

    За соблюдением организациями и ИП требований трудового законодательства зорко следит государственная инспекция труда. С этой целью ею проводятся плановые и внеплановые проверки. Внеплановые проводятся внезапно, плановые — по утвержденному заранее плану. Разберемся, что из себя представляет план проверок ГИТ и где его можно скачать.

    План проверок ГИТ утверждается региональными трудовыми инспекциями в срок не позднее 10 ноября года, предшествующего тому, на который запланированы проверочные мероприятия (п. 41 Административного регламента, утв. Приказом Роструда от 13.06.2022 № 160). Размещается план на сайте региональной ГИТ.

    Что проверяет трудовая инспекция в 2022 году

    Виды и периодичность проведения плановых проверок для каждой категории риска также указываются в Положении о виде контроля соответствующего контрольного (надзорного) органа (пп.5 ч.5 ст.3, ч.1 ст.25 Закона о госконтроле). Для охраннотрудовых проверок она осталась прежней. Поскольку на сегодняшний день нового положения пока нет, то периодичность проведения проверок останется прежней, что не противоречит Закону о госконтроле.

    Если у работодателя среднесписочная численность сотрудников от 25 чел. и больше, а также если юрлицо имеет в уставном капитале долю участия РФ, субъектов РФ или муниципального образования, то с 1 января 2022 года для них регламентировано требование — размещать данные о вакансиях на портале «Работа в России».

    • установят порядок управления профрисками на рабочих местах;
    • запретят работать в опасных условиях;
    • разрешат проводить видео-, аудио- и иные виды фиксации рабочих процессов;
    • введут обязательное ведение работодателями учета микротравм;
    • появятся конкретные статьи по несчастным случаям и микротравмам.
    • у них сведений имеются сведения о причинении вреда или достижении критериев риска нарушения обязательных требований;
    • имеется поручение Президента или Правительства о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
    • требует прокурор после обращения к нему с жалобой;
    • истечение срока исполнения предписания (п.1, 3 — 6 ч.1 ст.57 Закона о госконтроле, ч.1 ст.66 Федерального закона от 31.07.2022 № 248-ФЗ).
    • отсутствие оснований для проведения проверки;
    • несогласованность с органами прокуратуры (если оно обязательно);
    • нарушение сроков проверки;
    • и другие.
    • Инспекционный визит — один из новых способов контроля, предусмотренный Федеральным Законом № 248-ФЗ.
    • В ходе инспекционного визита осуществляется осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов.
    • Инспекционный визит может проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.
    • Инспекционный визит продолжается один рабочий день, а его результаты оформляются актом типовой формы.
    • невыплата (задержка) или неполная выплата заработной платы в установленный срок;
    • установление зарплаты в размере меньшем, чем это предусмотрено трудовым законодательством, то есть ниже МРОТ;
    • невыполнение работодателем предписания инспектора труда;
    • поступление информации о фактах нарушения трудового законодательства, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
    • жалоба работника на нарушение трудовых прав;
    • запрос работника на проверку условий и охраны труда на его рабочем месте;
    • приказ руководителей трудовой инспекции или Федеральной службы по труду, изданный на основании поручения Правительства РФ, Президента РФ или прокурора.

    Как проходит проверка трудовой инспекции

    1. Истечение срока исполнения предписания по результатам предыдущего визита.
    2. Распоряжение прокуратуры, правительства.
    3. Обращения в ГИТ по фактам нарушения в организации норм трудового законодательства (задержки с выплатами зарплаты, начисление зарплаты ниже МРОТ, несоблюдение правил техники безопасности, других законных прав работников).
    4. Направленная в ГИТ жалоба действующего или уже уволенного работника организации по поводу нарушения его прав.

    Проводятся раз в 3 года, а их график на текущий год утверждается не позднее декабря предыдущего года. График публикуется на сайтах Роструда и Генпрокуратуры РФ. Такая частота даёт ответ на вопрос, за какой период проверяет трудовая инспекция — за последние 3 года.

    1. Документарными — инспектор запрашивает заверенные копии интересующих его документов, которые должны быть ему предоставлены в течение 10 рабочих дней после запроса, и изучает их на своём рабочем месте.
    2. Выездными — инспектор выезжает по месту расположения организации и там знакомится с относящимися к предмету инспекции документами. Он обязан предъявить своё удостоверение и приказ о проведении проверки. Срок предоставления документов не регламентирован, но инспектор вправе потребовать к ним незамедлительный доступ. В случае большого объёма затребованных документов необходимо письменно уведомить об этом инспектора и запросить дополнительное время на их сбор.

    С 01.01.2022 сроком на 3 года были введены «надзорные каникулы» — мораторий на проведение плановых неналоговых надзорных мероприятий субъектов малого бизнеса. Законом №480-ФЗ от 25.12.2022 они были продлены на 2022 и 2022 годы. Организациям, отнесённым статьёй 4 закона №209-ФЗ от 24.07.2007 года к субъектам малого предпринимательства, плановая проверка трудовой инспекции в 2022 году не грозит. Исключения: этот мораторий не действует в отношении компаний, род работы которых связан с социальным обслуживанием, здравоохранением, образованием, теплоснабжением, электроэнергетикой (ст. №21.5 закона №294-ФЗ), и со сферами деятельности, в которых введён риск-ориентированный подход. Полный перечень таких исключений приводится в ст. 1 закона №480-ФЗ.

    • изъятия оригиналов документов;
    • нотариального заверения затребованных документов;
    • документов, не относящихся к предмету контроля;
    • при внеплановой проверке по жалобе сотрудника — документов, не имеющих отношения к этому работнику. Однако полномочия трудовой инспекции при проверке по жалобе такого рода позволяют запрашивать документы за всё время работы организации, а не как в других случаях — только за последние 3 года.

    Постановлением Правительства РФ «О внесении изменений…» от 16.02.2022 № 197 внесены коррективы в утвержденное им ранее постановление «Положение о федеральном государственном…» от 01.09.2012 № 875. В частности, постановление № 197 определяет периодичность проведения аудитов для компаний с учетом категории, к которой они были отнесены по уровню риска:

    Государственным инспекторам труда вменена обязанность по использованию чек-листов при проведении аудита деятельности предприятий, выступающих в качестве работодателей. Чек-лист (проверочный лист) представляет собой список контрольных вопросов, которые касаются особо значимых требований трудового законодательства и иных нормативных актов, регулирующих правоотношения, возникающие между работником и работодателем. В ходе проведения проверки инспекторы смогут задавать только те вопросы, которые входят в законодательно установленный перечень.

    Проверочные листы должны стать эффективным инструментом для проведения проверок уполномоченными инспекторами Роструда, а также позволить работодателям осуществлять постоянный самоконтроль, регулярно проверяя свою деятельность на предмет выполнения законодательно установленных требований. Ознакомиться со сводным планом плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на текущий год, а также получить информацию о проверках, планируемых к проведению в завершившихся периодах, можно на официальном сайте Роструда, перейдя по ссылке www.rostrud.ru/control/soblyudenie-zakonodatelstva-o-trude/?CAT_ID = 8143. В сводном списке приведены сведения о проверках, проводимых на территории всей России, при этом для удобства пользователей информация о предстоящих аудитах сгруппирована по региональному признаку.

    Если работодатель будет отнесен к категории низкого риска, он не будет включен в график плановых проверок Роструда. При этом предприниматель может подать в территориальное отделение ведомства заявление об изменении ранее присвоенной ему категории. Предполагается, что использование риск-ориентированного подхода поможет повысить уровень эффективности проводимых ведомством проверок, а также снизить объем текущей нагрузки, возлагаемой на его сотрудников.

    В зависимости от того, к какой категории риска будет отнесена та или иная компания, для нее изменяется периодичность проведения плановых проверок. Предполагается, что частота выполнения аудитов на предмет соблюдения работодателем требований трудового законодательства будет варьироваться в промежутке от 2 до 6 лет. При этом представитель Роструда отмечает, что по итогам проведения повторных проверок категория риска может быть изменена в сторону увеличения или уменьшения.

  • Оцените статью
    Бюро юридической информации населению