Решение Суда Переход С Военной Пенсии На Пенсию По Возрасту

Привет, на связи Мария Сергеевна, рассказываю свой опыт и знания в юриспруденции, мой опыт больше 15 лет, это дает мне возможность делаеть правильные консультации и быстрое решение в различных ситуациях и сейчас рассмотрим — Решение Суда Переход С Военной Пенсии На Пенсию По Возрасту. Если по какой-то причине в Вашем городе нет профессионалов юристов или адвокатов то, можете написать свой вопрос, по мере обработки их ответ напишу всем. А еще лучше для Вас будет спросить в комментах у постоянных читателей/посетителей, которые раньше уже решили данный вопрос и возможно знают иные пути решения вопроса или проблемы.

Аttention please, данные могут быть неактуальными в момент Вашего прочтения, законы очень быстро обновляются, дополняются и видоизменяются, поэтому ждем Вашей подписки на нас в социальных сетях, чтобы Вы были в курсе всех обновлений.

Пeнсионное обеспечение военнослужащих предполагает выплату пeнсии за выслугу лет и по инвалидности в ведомстве прохождения службы по Закону №4468-1 . При этом военнослужащий также может претендовать на вторую пенсию военнослужащим в системе ПФР по Закону №400.

Пенсионное обеспечение военнослужащих регулирует Закон №4468-1 от 12.02.1993 г. Нужно отметить, что кроме пeнсии за выслугу лет и инвалидности, существует еще одна – по случаю потери кормильца. Она назначается независимо от продолжительности службы.

Пенсия военнослужащих. Кто такие военные пенсионеры

Например, военнослужащий 12.05.1956 г.р. обратился 25 августа 2022 за назначением второй пенсии только в возрасте 61 года. Это значит, что с момента его права прошел полный год, а поэтому происходит повышение выплаты на соответствующий коэффициент. В случае, если расчет у военнослужащего будет произведен исходя из 50 баллов, то с учетом коэффициента повышения общая сумма баллов будет равна уже 53,5 (50 * 1,07). С 25 августа 2022 сумма пeнcии военному пeнсионеру будет ежемесячно выплачиваться в размере 4204,03 (53,5 * 78,58) рубл.

На вторую пенсию имеют право претендовать родные. В список этих лиц входит супруга, маленькие дети, совершеннолетние инвалиды, обучающиеся в ВУЗе (до 23 лет). Также к ним относятся иждивенцы. Такие выплаты может получать вдова. Перечисления по потере кормильца осуществляются при следующих условиях:

Сама процедура оформления второй пенсии будет осуществляться в стандартном режиме, который регулярно используется и обычными гражданами. Инициатива по запуску данного процесса должна исходить именно от заинтересованного лица.

График

Отдельно следует упомянуть и о таком важном условии для получения гражданской пенсии, как наличие хотя бы минимального страхового стажа. Подтвердить сам факт наличия этого стажа можно с помощью главного документа – трудовой книжки физического лица.

2.2. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 27 мая 2022 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» правоохранительная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

В отличие от права на получение трудовой пенсии по старости, реализацию которого законодатель не связывает с тем, продолжает гражданин свою трудовую деятельность или нет (эта пенсия назначается и выплачивается в полном размере, в том числе в период работы), право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия. Предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу, создать условия для их адаптации к гражданской жизни, но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.

Обзор документа

Поводом для направления данного ходатайства послужила обнаружившаяся, по мнению заявителя, неопределенность в толковании и применении указанных положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2022 года № 6-П судами общей юрисдикции.

Пример
М. обратился в суд с иском к военному комиссариату о признании отказа в назначении пенсии и предоставлении социальных льгот необоснованным, возложении обязанности назначить пенсию, выдать пенсионное удостоверение и справку о размере пенсии.
Решением районного суда, оставленным без изменения апелляционным определением, в удовлетворении исковых требований отказано.
Обсудив доводы кассационной жалобы М., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила состоявшиеся по делу судебные постановления, направив дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, по следующим основаниям.
Судом установлено, что М. уволен в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе в звании «полковник юстиции» с правом на получение пенсии по выслуге лет и исключен из списков личного состава военной прокуратуры.
Впоследствии он был принят на федеральную государственную службу в качестве федерального государственного гражданского служащего прокуратуры военного округа с присвоением классного чина «старший советник юстиции».
М. обратился в пенсионный орган Минобороны России с заявлением о назначении ему военной пенсии за выслугу лет и выдаче соответствующего удостоверения, в удовлетворении которого ему было отказано военным комиссариатом.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, а также постановлением Конституционного Суда РФ от 18 марта 2022 г. N 6-П, пришли к выводу о правомерности отказа в назначении пенсии за выслугу лет в связи с поступлением М. на государственную службу в прокуратуру военного округа.

ВОЕННОЕ ПРАВО

Пример
6 августа 2022 г. судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 33-1952 по апелляционной жалобе представителя Военного комиссариата Пензенской области на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 25 апреля 2022 г., которым было удовлетворено исковое заявление П. На Военный комиссариат Пензенской области возложены обязанности: при возобновлении выплаты истцу пенсии за выслугу лет с 1 ноября 2022 г. включить в выслугу лет период прохождения службы П. в органах МВД России; произвести перерасчет пенсии за период с 1 ноября 2022 г. по 28 февраля 2022 г. с учетом выслуги 25 лет.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Военного комиссариата Пензенской области, просившей решение суда отменить, принять новое решение — об отказе в иске представителя П. по доверенности, просившего оставить решение без изменения, судебная коллегия установила: П. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Пензенской области о перерасчете пенсии, указав, что приказом главнокомандующего войсками ПВО от 31 июля 1997 г. он уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями с выслугой 20 лет, дающей право на получение пенсии по выслуге лет. Пенсия по линии Министерства обороны РФ назначена П. 20 октября 1997 г., с 22 июля 1998 г. выплата пенсии приостановлена в связи с поступлением на службу в органы МВД России. С 3 июня 2002 г. приказом УВД МВД России по Пензенской области от 29 мая 2002 г. N … П. был уволен из органов МВД России, ему была назначена пенсия за выслугу лет по линии МВД России. 17 октября 2022 г. в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации П. решил возобновить получение пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации, полагая при этом, что пенсия должна быть исчислена ему с учетом выслуги лет, приобретенной им на день последнего увольнения, т.е. всего, включая службу в МВД России, 25 лет.
Однако ответчик при возобновлении выплаты пенсии П. расчет осуществил лишь с учетом выслуги 20 лет. На заявление П. о зачете в выслугу лет службы в органах МВД России ответчик ответил отказом. П. просил суд обязать ответчика засчитать ему в общую выслугу лет службу в органах МВД России и исчислить пенсию с 1 ноября 2022 г. с учетом выслуги 25 лет; взыскать с ответчика в его пользу сумму недоплаченной ему пенсии за период с 1 ноября 2022 г. по 28 мая 2022 г.
В судебном заседании П. уточнил исковые требования, просил суд обязать ответчика засчитать ему в общую выслугу лет службу в органах МВД России и исчислить пенсию с 1 ноября 2022 г. с учетом выслуги 25 лет; произвести перерасчет пенсии за период с 1 ноября 2022 г. по 28 февраля 2022 г. с учетом выслуги 25 лет.
Представители Военного комиссариата Пензенской области иск не признали, полагая, что в соответствии с действующим законодательством оснований для перерасчета пенсии исходя из выслуги лет с учетом службы в органах МВД России не имеется. В иске просили отказать.
Ленинский районный суд г. Пензы принял вышеуказанное решение. В апелляционной жалобе представитель Военного комиссариата Пензенской области решение суда просила отменить как постановленное с существенными нарушениями норм материального права, поскольку выводы суда, изложенные в нем, не соответствуют материалам и обстоятельствам дела, судом закон истолкован неверно. По содержанию ч. 2 ст. 14 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I при увольнении из МВД России П. вправе выбирать наиболее предпочтительный для него вариант: либо оформить пенсию за выслугу лет, полагающуюся ему как сотруднику МВД России с учетом более продолжительной выслуги лет, либо получать ранее назначенную пенсию за выслугу лет от Министерства обороны РФ. Суд необоснованно признал несостоятельной ссылку стороны ответчика на правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в постановлении от 18 марта 2022 г. N 6-П и определении от 9 ноября 2022 г. N 320-О, которая касается не только таможенной службы, но и в целом службы лиц, получающих пенсию за выслугу лет, во всех силовых ведомствах и приведена в целях аналогии действий в случае повторного поступления на службу данной категории граждан, вновь приобретших статус военнослужащего.
Несостоятельным является и вывод суда об удовлетворении требований истца о перерасчете и выплате пенсии. Право на пенсию от Министерства обороны РФ военнослужащие приобретают со дня увольнения с военной службы и сохраняют его до нового поступления на военную службу либо службу в других органах. При повторном поступлении на службу и выходе на пенсию последняя назначается вновь с учетом ст. 11 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I.
Впервые пенсия истцу была назначена Министерством обороны РФ из расчета выслуги 20 лет в 1997 г., в 1998 г. выплата пенсии была приостановлена в связи с поступлением его на службу в кадры МВД России. Военный комиссариат Пензенской области при возобновлении пенсии истцу учел позицию, изложенную в постановлении Конституционного Суда РФ от 18 марта 2022 г. N 6-П, и возобновил выплату пенсии с 1 ноября 2022 г., ранее приостановленную в связи с поступлением истца на службу в органы МВД России, без учета выслуги лет за службу в органах МВД России. Данная позиция подтверждается судебной практикой. Вывод суда по настоящему делу о том, что в выслугу лет в Министерстве обороны РФ следует включить период прохождения службы в органах МВД России, из которых истец увольнялся, противоречит статье 11 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I. Представитель ответчика просила принять новое решение — об отказе в иске.
В возражениях на жалобу П. решение суда представитель ответчика просил оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Военного комиссариата Пензенской области — без удовлетворения.
Обсудив доводы жалобы, возражения на нее, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене, а заявленные П. исковые требования — оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Пунктами 2 и 3 постановления от 19 декабря 2022 г. N 23 «О судебном решении» Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Как видно из материалов дела, приказом главнокомандующего войсками ПВО от 31 июля 1997 г. П. был уволен в звании подполковника с должности начальника штаба — заместителя командира кадров зенитного ракетного полка дивизии ДВО. С 20 октября 1997 г. ему была назначена пенсия за выслугу лет из расчета 20 лет выслуги, выплата которой была приостановлена с 22 июля 1998 г. в связи с поступлением на службу в органы МВД России.
В соответствии с приказом Управления внутренних дел Пензенской области от 29 мая 2002 г. N … подполковник милиции П. — заместитель начальника отдела — начальник штаба отдела внутренних дел Пензенского района уволен со службы 3 июня 2002 г. Его выслуга на день увольнения составила в календарном исчислении 24 года 3 месяца 5 дней, в льготном — 25 лет 00 месяцев 15 дней. Истцу была назначена пенсия по линии органов МВД России. 17 октября 2022 г. П. обратился в отдел Военного комиссариата Пензенской области по Первомайскому и Ленинскому районам с заявлением о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет из расчета выслуги лет в льготном исчислении 25 лет 00 месяцев 15 дней. Выплата пенсии по линии органов МВД России П. прекращена с 1 ноября 2022 г. в связи с переходом на пенсию по линии Министерства обороны Российской Федерации. На указанное заявление истца за подписью военного комиссара Пензенской области в адрес П. было направлено письмо, в соответствии с которым выплата пенсии ему возобновлена. Расчет пенсии был произведен из расчета 20 лет выслуги в календарном исчислении.
29 ноября 2022 г. П. обратился с заявлением к военному комиссару Пензенской области о перерасчете пенсии. 14 декабря 2022 г. в адрес П. ответчиком был направлен отказ, с которым истец не согласился, обратившись в суд с иском, полагая, что на основании положений ч. 2 ст. 14 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I пенсия должна быть исчислена ему с учетом выслуги лет, приобретенной им на день последнего увольнения, т.е. всего со службой с МВД России — 25 лет.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что требование П. о возобновлении ему выплаты пенсии с учетом включения в выслугу лет периода прохождения службы в органах МВД России основано на нормах Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, а иное противоречило бы принципу единства правовых и организационных основ военной и правоохранительной службы.
По мнению судебной коллегии, данный вывод основан на ошибочном толковании норм материального права. В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Как закреплено в ст. 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, лицам, указанным в ст. 1 данного закона и имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения со службы. Пенсии по инвалидности этим лицам и пенсии по случаю потери кормильца их семьям назначаются независимо от продолжительности службы. Пенсионерам из числа лиц, указанных в ст. 1 названного закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
В силу положений ст. 11 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I пенсионное обеспечение лиц, указанных в ст. 1 данного закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется:
а) Министерством обороны РФ — в отношении военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил СНГ, Вооруженных Сил РФ, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в п. «б» и «в» ст. 11), лиц, указанных в ч. 1 ст. 3 названного закона, а также их семей;
б) МВД России — в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, федеральных органов налоговой полиции, а также их семей.
Согласно ч. 2 ст. 14 указанного закона, в случае повторного определения на военную службу, или на службу в органы внутренних дел, или в Государственную противопожарную службу, или на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы указанных в названной статье лиц, получавших пенсию, при последующем увольнении их со службы выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения. Давая толкование указанному положению Закона, суд признал, что в случае продолжения службы соответствующий период также подлежит зачету в выслугу лет и при последующем увольнении выплата пенсии возобновляется исходя из той выслуги, которую они приобрели на день последнего увольнения.
Возобновление приостановленной выплаты в соответствии со специальным Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I пенсии истцу с учетом включения в выслугу лет периода прохождения службы в органах МВД России не противоречит и положению ст. 11 данного закона, регулирующей ведомственную принадлежность пенсионного обеспечения соответствующих категорий уволенных со службы лиц. Вместе с тем согласиться с указанным толкованием положения ч. 2 ст. 14 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I нельзя, поскольку, как следует из содержания указанной нормы, лицам, получавшим пенсию по линии Министерства обороны РФ, при последующем увольнении со службы выплата пенсии возобновляется исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения только в случае повторного определения на военную службу. Данная норма и правовая позиция, отраженная в постановлении Конституционного Суда РФ от 18 марта 2022 г. N 6-П, о том, что «повторное поступление на службу лиц, получающих пенсию за выслугу лет, и приобретение ими вновь статуса военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов) не могут и не должны иметь своим результатом снижение размера пенсионного обеспечения за выслугу лет по сравнению с теми, которые они имели бы, продолжая находиться на пенсии», закрепляют положение, согласно которому при увольнении со службы таких лиц они вправе выбирать наиболее предпочтительный для них вариант — либо оформить пенсию за выслугу лет по последнему месту службы, либо получать ранее назначенную им пенсию за выслугу лет, если она больше.
Приведенные нормы не предусматривают перерасчета выслуги лет и назначенного размера пенсии с учетом полученного в последующем стажа, поскольку возобновление приостановленной выплаты пенсии осуществляется по ранее назначенным нормам, т.е. на момент увольнения из соответствующего ведомства на основании имеющегося расчета выслуги лет на пенсию. Из их содержания следует, что пенсия истцу П., у которого последним местом службы являлось МВД России, должна была быть назначена этим ведомством с включением в выслугу лет на день увольнения со службы в Вооруженных Силах РФ, исходя из выслуги 25 лет, а также с учетом ст. 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I и п. 9 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941*(17) из оклада по должности «заместитель начальника отдела — начальник штаба отдела внутренних дел Пензенского района», специального звания «подполковник милиции», присвоенного ко дню увольнения, и процентной надбавки за выслугу лет, исчисленной из этих окладов, что и было сделано органами МВД России в отношении истца. Следовательно, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований П. и признания за ним права на перерасчет пенсии по линии Министерства обороны РФ с включением в выслугу лет последующего периода прохождения службы в органах МВД России.
В соответствии с положениями подп. 4 п. 1 и подп. 3 п. 2 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является, в частности, нарушение или неправильное применение норм материального права, а неправильным применением норм материального права является, в частности, неправильное истолкование закона. При таких обстоятельствах решение суда как незаконное и необоснованное подлежит отмене, а заявленные П. исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения. Руководствуясь статьями 328 и 330 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Ленинского районного суда г. Пензы от 25 апреля 2022 г. отменить, принять по делу новое решение, которым в иске П. к Военному комиссариату Пензенской области о зачете в выслугу лет периода службы в органах МВД России и понуждении ответчика к производству перерасчета пенсии отказать. Апелляционную жалобу представителя Военного комиссариата Пензенской области удовлетворить.
Пенсионерам из числа лиц, указанных в ст. 1 Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается, т.е. в том случае, если гражданин, которому уже назначена пенсия по выслуге лет, вернулся на службу, в том числе и в другом государстве, выплата пенсии ему приостанавливается на все время службы.
При применении указанной нормы на практике также возникли вопросы, связанные с правомерностью приостановления либо неприостановления выплаты пенсии военным пенсионерам, поступившим на службу (не военную) в органы прокуратуры Российской Федерации или в Следственный комитет РФ. На наш взгляд, лицам, уволенным из органов военной прокуратуры и поступившим на гражданские прокурорские должности без возобновления военной службы, не может быть отказано в назначении военной пенсии за выслугу лет или приостановлена ее выплата. Данный вывод подтверждается и судебной практикой.

АРМИЯ РОССИИ

Пример
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда, рассмотрев в открытом судебном заседании 14 ноября 2022 г. гражданское дело N 33-13552/2022 по иску К. к Военному комиссариату Свердловской области о признании права на назначение пенсии, назначении пенсии по апелляционной жалобе К. на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 18 сентября 2022 г., установила следующее: К. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Свердловской области о признании права на назначение пенсии. В обоснование своих требований он указал, что, имея срок выслуги более 20 лет в качестве военнослужащего, уволился с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, однако пенсию по выслуге лет оформлять не стал. Впоследствии был зачислен в органы налоговой полиции для дальнейшего прохождения службы, потом был уволен на пенсию по собственному желанию, с этого момента ему назначена пенсия, которая выплачивается по настоящее время. До 2022 г. пенсионное обеспечение осуществлялось налоговой полицией, после реорганизации указанная функция возложена на Министерство внутренних дел РФ.
Истец, полагая, что имеет право на получение пенсии от Министерства обороны РФ, обратился в суд и просит признать за ним такое право и назначить пенсию по выслуге лет. В судебном заседании истец исковые требования поддержал. При этом он заявил об отказе от пенсии по линии Министерства внутренних дел РФ. Представитель ответчика — Военного комиссариата Свердловской области — исковые требования не признала, пояснив, что истец не воспользовался своим правом на назначение пенсии при увольнении с военной службы, поэтому пенсия была назначена ему по последнему месту службы, что соответствует действующему в настоящее время законодательству.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 18 сентября 2022 г. в удовлетворении исковых требований К. к Военному комиссариату Свердловской области о признании права на назначение пенсии и назначении пенсии отказано. К., не согласившись с законностью и обоснованностью вынесенного решения, представил апелляционную жалобу, в которой просил отменить решение суда. При этом истец указывал на допущенное судом нарушение материальных норм, поскольку считал, что получение пенсии является его правом и, не воспользовавшись им непосредственно после увольнения с военной службы, он сохраняет право на назначение пенсии по выслуге лет по линии Министерства обороны РФ и может им воспользоваться в любое время.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения по следующим основаниям.
Разрешая спор, суд правильно установил характер правоотношений сторон и нормы права, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ. Материалами дела установлено, что К., являясь офицером Вооруженных Сил РФ, был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. Затем К. был зачислен в органы налоговой полиции. Впоследствии он уволился из налоговой полиции по собственному желанию, выйдя на пенсию по выслуге лет от Министерства внутренних дел РФ. Таким образом, имея соответствующую выслугу лет на момент увольнения из Вооруженных Сил РФ, истец не воспользовался своим правом на получение пенсии по выслуге лет от Министерства обороны РФ. В ответ на обращение К. в Военный комиссариат Свердловской области ему было отказано в назначении пенсии от Министерства обороны РФ.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные данным законом, распространяются, в частности, на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации. В соответствии со ст. 11 данного закона пенсионное обеспечение лиц, указанных в ст. 1 Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы осуществляется:
а) Министерством обороны РФ — в отношении военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил СНГ, Вооруженных Сил РФ, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пунктах «б» и «в» названной статьи), лиц, указанных в ч. 1 ст. 3 вышеназванного закона, а также их семей;
б) Министерством внутренних дел РФ — в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, а также их семей;
в) Федеральной службой безопасности РФ — в отношении военнослужащих, уволенных из органов Федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войск, органов внешней разведки, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, федеральных органов правительственной связи и информации, федерального органа специальной связи и информации, из Главного управления охраны РФ, Службы безопасности Президента РФ, Федеральной службы охраны РФ и Службы специальных объектов при Президенте РФ, а также их семей;
г) Федеральной службой исполнения наказаний — в отношении сотрудников, уволенных из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также членов их семей;
д) Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — в отношении сотрудников, уволенных из органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также их семей.
Таким образом, в Законе РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I прямо предусмотрено, что пенсионное обеспечение лиц определяется в зависимости от последнего места службы, т.е. вне зависимости от того, срок службы по какому ведомству составил большую часть выслуги и без учета желания бывшего военнослужащего. Поскольку истец обратился за получением пенсии по выслуге после увольнения из органов налоговой полиции, которые стали для него последним местом службы, то в соответствии с п. «б» ст. 11 Закона органом, ответственным за его пенсионное обеспечение, является Министерство внутренних дел РФ. В соответствии со ст. 6 данного закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I лицам, указанным в ст. 1 Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсионерам при поступлении на военную службу или на службу в органы внутренних дел выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается. В соответствии со ст. 14 указанного закона при последующем увольнении их со службы выплата им пенсии возобновляется, исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения.
Между тем истец, имея право на пенсионное обеспечение по выслуге лет при увольнении из Вооруженных Сил РФ, не обращался за назначением пенсии в Министерство обороны РФ, и ему как работающему пенсионеру выплата данной пенсии не приостанавливалась, поскольку и не назначалась. Кроме того, период выслуги истца при увольнении из Вооруженных Сил РФ был учтен при назначении ему пенсии по выслуге при увольнении из налоговой полиции, которая им регулярно получалась. При таких обстоятельствах вывод суда о том, что истец не вправе претендовать на назначение ему пенсии по выслуге лет по линии Министерства обороны РФ, является правильным.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что после уточнения исковых требований он просил назначения ему пенсии от Министерства обороны РФ с учетом выслуги лет, т.е. без учета последующей службы в налоговой полиции, а не назначения ему данной пенсии, как указано в исковом заявлении, не находят подтверждения в материалах дела. В протоколе судебного заседания от 18 сентября 2022 г. отсутствуют соответствующие ходатайства истца, замечания на протокол им не подавались, кроме того, в деле отсутствуют письменные заявления истца об изменении исковых требований. Таким образом, судебная коллегия полагает установленным, что исковые требования К. не менялись, и суд первой инстанции в соответствии с требованиями п. 3 ст. 196 ГПК РФ принял решение по заявленным истцом требованиям. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда, всесторонне проверены судом и не могут служить основанием для отмены решения, поскольку были предметом исследования в суде первой инстанции и обоснованно им отклонены. В связи с этим предусмотренных законом оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 320 и 327.1, пунктом 1 ст. 328, статьей 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 18 сентября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу К. — без удовлетворения.
Позиция, занятая судами, представляется обоснованной. Назначение пенсии, исходя из ст. 51 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, носит заявительный характер. Законом определено, что гражданин для назначения пенсии обращается в орган, из которого он уволен (который для него являлся последним местом службы) (ст. 11 Закона). При этом возможность перехода с пенсионного обеспечения в одном органе на пенсионное обеспечение в другой орган Законом предусмотрена только в том случае, если гражданин ранее получал пенсию в органе, на пенсионное обеспечение в котором он собирается перейти, и ее выплата ему была приостановлена в связи с поступлением на военную (правоохранительную) службу (ст. 6 и 14 Закона).
Согласно ч. 1 ст. 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, лицам, указанным в его ст. 1, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения со службы. По смыслу данной нормы, в ее взаимосвязи с положениями ст. 13, ч. 1 ст. 14 и ст. 53 названного Закона увольнение со службы является необходимым условием как для назначения пенсии за выслугу лет, так и для выплаты назначенной пенсии. Конкретизируя это условие, часть 2 ст. 6 указанного закона предусматривает, что выплата назначенной пенсии приостанавливается, если пенсионер вновь поступает на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы. Следовательно, в отличие от права на получение трудовой пенсии по старости, реализацию которого законодатель не связывает с тем, продолжает гражданин свою трудовую деятельность или нет (эта пенсия назначается и выплачивается в полном размере, в том числе в период работы), право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия.
Предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе*(21).
На основании вышеприведенной судебной практики мы видим, что Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I не предусматривает возможности зачета военнослужащим в выслугу лет для назначения пенсии периодов работы в налоговой полиции и таможенных органах. Однако, если обратиться к иным нормативным актам, данное утверждение не будет являться безусловным. В соответствии со ст. 18 данного закона порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим определяется Правительством РФ. Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации»*(22), в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается, кроме иного, и служба в органах налоговой полиции Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные звания.
Данная норма в полной мере корреспондирует ст. 17 Закона РФ от 24 июня 1993 г. N 5238-I «О федеральных органах налоговой полиции» и ст. 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ: пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производилось по нормам и в порядке, установленным Законом от 12 февраля 1993 г. N 4468-1*(23).
Таким образом, по мнению правоведа А.В. Боголюбова, вне зависимости от того обстоятельства, что Закон от 12 февраля 1993 г. N 4468-I не содержит прямого упоминания о необходимости зачета в выслугу лет для назначения пенсии военнослужащим периодов прохождения ими службы в налоговой полиции, данные периоды должны быть зачтены. Иное противоречило бы принципу гарантированной предопределенности в осуществлении гражданами конституционных прав на труд и пенсионное обеспечение: гражданин, выбирая тот или иной вид трудовой деятельности, должен быть уверен, что его пенсионные права (в нашем случае право на приобретение пенсии за выслугу лет) не претерпят в будущем каких-либо отрицательных изменений.
Необходимо отметить тот факт, что правило о зачете военнослужащим в выслугу лет для назначения пенсии периодов службы в органах налоговой полиции существовало в постановлении Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 всегда и не подвергалось какой-либо редакции на протяжении всех долгих лет его существования, при том что в Законе РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I это же правило никогда не присутствовало.
Любопытен в данном контексте один из тезисов Конституционного Суда РФ, приведенный им в постановлении от 18 апреля 2022 г. N 6-П.

Рекомендуем прочесть:  Льготы На Проезд В Общественном Транспорте

По прежнему законодательству пенсионное обеспечение военнослужащего предоставлялось после 20 лет службы. То есть практически в 40 лет военный может стать пенсионером, и, закончивши карьеру спокойно переквалифицироваться на гражданскую работу. Властям показалось это не совсем справедливым по отношению к другим гражданам страны.

Вопрос индексации военпенсий рассматривался на протяжении нескольких лет. Увеличение обеспечения выполнялось ежегодно на 2% . Прирост понижательного индекса давал возможность реализации этого механизма. Планировалось, что происходило это будет до того момента пока расчетная выплата не приравняется к 100% оклада. Однако этот процесс был приостановлен.

Что такое военная пенсия

Изменения в законодательстве о пенсионном обеспечении внедряются ежегодно. В большинстве случаев новшества, разработанные Правительством в вопросах пенсии, не приветствуются гражданами. И если ранее законодательством практически не затрагивались люди, которые посвятили свою жизнь служению Отечеству, то в 2022 году заработала пенсионная реформа военнослужащих.

Расчет суммы гражданской пенсии для военнослужащих немного отличается от порядка расчета выплат для обычных пенсионеров. Частью 1 ст. 16 закона № 400-ФЗ установлено, что в размер страховой пенсии для военных пенсионеров не включается фиксированная выплата — ее сумма в 2022 г. составляет 5686,25 руб.

Пенсия по старости, в том числе назначенная военнослужащим, выплачивается ежемесячно. Пенсионер имеет право выбрать организацию, которая будет осуществлять доставку пенсионного обеспечения. По личному усмотрению он определяет способ получения данных выплат:

Необходимые документы для оформления

Достаточно много военных пенсионеров продолжают трудовую деятельность, но уже после выхода на пенсию и на гражданских профессиях. При определенных условиях эти граждане смогут оформить вторую пенсию — страховую по старости. Получить такие выплаты можно при выполнении условий по возрасту, стажу, сумме пенсионных баллов. Эти нормативы ежегодно увеличиваются, поэтому с каждым годом получить выплаты второй пенсии сложнее.

После дня регистрации, или для всех категорий с начала 2002 года — только по сведениям персонифицированного учета, то есть, по сведениям ваших индивидуальных лицевых счетов, на которые перечисляются страховые взносы работодателями. Данная работа, за которую начислялась зарплата и перечислялись налоги, относится к страховым периодам.

Рекомендуем прочесть:  Положена Ли Выплата Военнослужащему За Неиспользованный Отдых Ребенка

Обязательные условия для назначения

  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • справка военнослужащего установленного образца о получаемой пенсии, в которой перечислены периоды стажа, взятые в расчет основной военной пенсии;
  • документы о стаже до 2002 года: справки о стаже, трудовая книжка, свидетельства об уплате налогов в качестве индивидуального предпринимателя, и т.п.;
  • справки о заработной плате до 2002 года (за период гражданской работы);
  • документы, подтверждающие нестраховые периоды (диплом, сведения об уходе за нетрудоспособными).

Процедура оформления

16,19 * 78,58= 1 271 руб 86 коп, что и будет означать величину второй пенсии для Губарева И.И. При достаточно внушительном стаже пенсия получилась небольшая по причине маленькой зарплаты и незначительных страховых взносах, перечисленных ему работодателями.

Пример расчета пенсии для подполковника в должности командира батальона при выслуге в 22 года. По воинскому званию подполковнику полагается оклад в размере 12 480 Р . У него должность командира батальона — по должности 18 разряда назначают оклад 24 960 Р . За выслугу 22 года подполковнику сделают надбавку 30% от суммы окладов по должности и званию:

Гражданский стаж. В трудовой стаж для страховой пенсии не входят периоды службы в армии или работы, которые учтены при расчете военной пенсии. В 2022 году минимальный трудовой стаж — 10 лет. Он ежегодно увеличивается на 1 год, пока не достигнет 15 лет в 2024 году.

Что за переходный период

  1. Инвалидам 1 группы и пенсионерам, которые достигли 80 лет — 100% от социальной пенсии.
  2. Инвалидам из-за военной травмы. Мужчинам при достижении 60 лет, женщинам — 55 лет — 100%.
  3. Неработающим пенсионерам, у которых на иждивении нетрудоспособные члены семьи без страховой или социальной пенсии. Если нетрудоспособный один — 32%, два — 64%, три и более — 100%.
  4. Участникам ВОВ — 32%, а при достижении ими 80 лет — 64%. Надбавка не начисляется, если пенсия уже исчислена с применением увеличения.
Рекомендуем прочесть:  Арест на машину могут ли забрать если плачу ежемесячно

Следует отметить, что военные пенсионеры не получают фиксированную выплату к страховой пенсии (п. 1 ст. 16 закона № 400-ФЗ). Т.е. их «гражданская» пенсия полностью зависит от страхового стажа и размера заработной платы.

Порядок назначения пенсий «на общих основаниях» определен законом 28.12.2022 № 400-ФЗ “О страховых пенсиях». Военный пенсионер, желающий получить вторую пенсию, тоже подчиняется требованиям этого нормативного акта. Условия для назначения пенсионной выплаты будут следующими:

Правовые основы и условия назначения военным второй пенсии

  1. Паспорт (или иной документ, удостоверяющий личность).
  2. Пенсионное страховое свидетельство (СНИЛС).
  3. Трудовую книжку.
  4. Документ, подтверждающий назначение военной пенсии.
  5. При наличии неучтенного в трудовой книжке стажа – подтверждающие справки от работодателей или из архива.
  6. Если стаж включает в себя периоды работы до 2002 г., то нужно предоставить справку о заработной плате за 60 последовательных месяцев.
Оцените статью
Бюро юридической информации населению