С 9 января 2022 года – новые тарифы по ОСАГО
Напомним, летом прошлого года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», направленные на индивидуализацию страховых тарифов (Федеральный закон от 25 мая 2022 г. № 161-ФЗ): базовая ставка тарифа определяется страховщиком для каждого автовладельца индивидуально в зависимости от его риск-профиля. Подробнее о существе поправок портал ГАРАНТ.РУ писал ранее.
Новые законы по осаго на 2022 год
Еще в конце августа 2022 года вступил в силу новый закон, отвязывающий продажу полиса ОСАГО от необходимости оформлять диагностическую карту. Упрощение прописано в поправках к закону о безопасности дорожного движения, которые исключают норму обязательного техосмотра для приобретения полиса в страховой компании. При этом речь идет только об автомобилях, принадлежащих физическим лицам и используемых в личных целях.
На льготу могут рассчитывать люди с ограничениями по здоровью и законные представители детей с инвалидностью, которым автомобиль нужен по медицинским показаниям. «Теперь Пенсионный фонд станет назначать компенсации автоматически тем, кому они положены, а также на основании заявления, которое можно направить через единый портал государственных услуг», — объяснил Мишустин.
В понедельник, 17 января премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановление правительства, согласно которому люди с ограничениями по здоровью смогут получить компенсацию по ОСАГО в автоматическом режиме. Нововведение освобождает ряд автомобилистов от необходимости подавать документы в учреждения социальной защиты.
Таким образом, для того, чтобы получить страховку, будут нужны только три документа: СТС или ПТС, паспорт и водительские права. Помимо отмены обязательной процедуры техосмотра, автомобилисты также смогут дистанционно расторгнуть или внести изменения в договор ОСАГО, в том числе с частичным возвратом страховой премии.
С 2022 году вступило в силу указание Центробанка, утвердившего дополнительное расширение границ тарифного коридора по ОСАГО. Теперь страховые компании могут снижать стоимость полиса для аккуратных водителей, а также повышать цены для автомобилистов, которые часто нарушают правила дорожного движения. Для физических лиц — владельцев легковых автомобилей, базовые ставки, как «вниз», так и «вверх», расширяются на 10%. Таким образом, диапазон тарифного коридора вырастает с нынешних 2 471 — 5 436 руб. до 2 224 — 5 980 руб.
Получается, что для начинающего водителя страховка подорожает довольно существенно. Причем это также относится и к автомобилям, где начинающий водитель вписан в страховку в качестве дополнительного водителя. То есть, с 9 января 2022 года вписать в полис ребенка, который недавно сдал на права, стало гораздо дороже.
С 9 января 2022 года введена новая таблица территориальных коэффициентов, которая показывает зависимость стоимости страховки от региона, в котором зарегистрировано транспортное средство. Поскольку таблица территориальных коэффициентов имеет очень большой размер, в рамках данной статьи я не будут приводить ее полную версию. При желании Вы можете ознакомиться с ней самостоятельно:
Напомню, что значения ТБ устанавливают «коридор», в пределах которого страховые компании могут сделать выбор. Причем, начиная с 24 августа 2022 года страховые могут не просто выбрать одно значение базовой ставки ТБ для всех транспортных средств, а выбрать различные значения для различных групп транспорта. Однако, как с этим обстоит дело на практике, не вполне понятно, т.к. при расчете стоимости ОСАГО страховые компании не дают информации о том, по какому принципу выбран базовый тариф для страхового полиса. Водителя просто ставят перед фактом, что тариф будет именно таким.
2022.01.12 Указание Банка России «О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» опубликовано на официальном сайте Банка России 29 декабря 2022 года. Документ вступил в силу с 9 января 2022 года, однако некоторые его пункты начнут действовать только с 1 апреля 2022 года.
Напомню, что с 5 сентября 2022 года по 9 января 2022 года стаж водителей, имеющих только иностранное водительское удостоверение, принимался равным 0. И это вынуждало водителей получать российские удостоверения, т.к. переплата за страховку получалась весьма существенной. В 2022 году такой проблемы быть не должно.
Банк России утвердил новые тарифы по ОСАГО: как это повлияет на стоимость полиса
А вот размер минимальных и максимальных базовых ставок изменился примерно на 10% и в большую, и в меньшую сторону. Применять их могут не ко всем водителям, что проживают в определенном регионе, а к каждому водителю конкретно. Расскажем, как это будет работать.
Потому что уже который год Тиньков страхование берет базовую ставку по максимальной границе (в этом году это 5436 рублей) и служба поддержки никак не может объяснить почему, ведь по этой логике ЦБ аккуратные и безубыточные клиенты должны платить меньше, так ведь?
Обратился в поддержку Тинькофф страхование с вопросом разъяснить как у них считается базовая тарифная ставка индивидуально для водителей и почему для меня 40+ летнего водителя с 20+ летним стажем , без единого ДТП и единого штрафа , плюс второго водителя отца с такими же характеристиками , базовая тарифная ставка берется не минимальная ааа ооо сюрприз , практически максимальная ! Пол дня мучался с девчулей Екатериной из поддержки , которая представилась специалистом по страхованию, но очень смутно понимала что такое базовая тарифная ставка , через пол дня она сдалась и наконец-то составила заявку, пришел какой-то Кирилл , охал ахал все расспросил, кряхтел, считал, зафиксировал вопрос , сказал что мне ответят в течении суток . Я хочу понять методологию расчета базовой тарифной ставки для конкретного водителя. Через сутки приходит на почту ответ , суть его такая пошел ты Евгений на . р , как хотим так и считаем , ничего мы тебе тут рассказывать не будем , вот тебе указания ЦБ 6007-У , если ты вдруг не в курсе поизучай и вот тебе наши факторы которые влияют на расчет базовой ставки а как мы ее тебе посчитаем не твоего ума дела , ишь ты какой тут аккуратный водитель минимальную ставку базовую захотел , плевали мы на указания ЦБ индивидуально подходить к каждому водителю ! а присланная СМС вообще прекрасна , методологию расчета мы не разглашаем !
В итоге выпустили указание, в приложениях к которому установили порядок применения страховых тарифов, а еще перечислили факторы, которые не могут влиять на тарифы и базовые ставки: к ним отнесли национальность, должностное положение и вероисповедание. Хотя закон уже разрешал учитывать и другие факторы — например, факты лишения прав или нарушения ПДД — порядок не был прописан, и страховщики не могли использовать эту возможность.
До сентября 2022 года на базовую ставку влиял только адрес регистрации в паспорте водителя: для всех водителей одного региона действовали общие условия. Если в определенном регионе было много водителей, которые попадают пьяными в ДТП, ставку повышали для всех — даже для тех, кто никогда в жизни не садился пьяным за руль.
Федеральный закон от N 40-ФЗ (ред
В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — международные системы страхования).
«При возмещении в соответствии с пунктами 4.17.1 и 4.17.2 настоящих Правил причиненного потерпевшему вреда в натуре в случае нарушения срока проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере 0,5 процента от определенной в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» суммы страхового возмещения, но не более суммы такого возмещения.
Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО) предусматривает два способа предъявления потерпевшим (выгодоприобретателем) требования о возмещении вреда, причиненного его имуществу:
«Страховой полис обязательного страхования выдается страховщиком страхователю, обратившемуся с заявлением о заключении договора обязательного страхования и, если это предусмотрено Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» или настоящими Правилами, представившему иные документы, а также исполнившему обязанность по оплате страховой премии, незамедлительно после осуществления указанных действий. При заключении договора обязательного страхования со страхователем, являющимся юридическим лицом, страховой полис обязательного страхования может быть выдан в ином порядке, определенном соглашением между таким страхователем и страховщиком.».
Субвенции на выплату инвалидам компенсаций страховых премий по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
Новые правила ОСАГО
Новые изменения ОСАГО затронули и дату изменения коэффициента бонус-малус. Сейчас она одна для всех автомобилистов – 1 апреля. Такой порядок призван облегчить обновление сведений в информационной базе и упростить расчёты. При определении показателя принимается во внимание значение в прошлом году и количество аварий. Сервис РСА хранит значение КБМ для каждого автомобилиста.
Следующий шаг нужен для тех, кто хочет оформить автогражданку. Система предоставляет подсказки, которые помогают даже неопытным пользователям. Посетителю следует указать информацию для оплаты (платёж выполняется с помощью банковской карты) и произвести её. Сведения надёжно защищены от перехвата, они передаются в зашифрованном виде.
По прежним правилам самое низкое значение составляло 1, а высокое – 1.8. Последние поправки в ОСАГО особенно сильно затронули множитель для водителей с опытом вождения менее 3-х лет. На данный момент параметр находится в пределах 1.63-1.87. Если говорить о возрасте страхуемого, то для автомобилистов с показателем меньше 21 года устанавливается максимальный коэффициент.
Если посетитель является страхователем и владельцем транспортного средства, это нужно указать на данном этапе. Сервис попросит указать ФИО, номер ВУ, дату рождения и получения прав, опыт вождения водителя. Если транспортом будут пользоваться несколько автомобилистом, это следует указать на данном этапе. Лишь после этого станет активной кнопка «Рассчитать точную стоимость». Когда посетитель её нажмёт, система произведёт расчёты и выведет их на экран.
Поступают инициативы повысить ответственность за отсутствие автогражданки. К тому же поступило предложение проверять наличие ОСАГО не только инспекторами, но и специальными камерами регистрации. Устройства будут подключены к базе данных и смогут автоматически сверять госномер авто с наличием оформленной на него страховки. В случае прохождения инициативы за каждый день эксплуатации транспортного средства без ОСАГО водителю придётся оплачивать штраф.
ОСАГО подорожает вслед за ростом выплат пострадавшим в авариях
По данным ЦБ, страховщики за девять месяцев 2022 г. получили на 5% больше платы за страхование по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. – почти 172 млрд руб. против 163,7 млрд. При этом договоров ОСАГО за этот период заключено на 3% больше. В январе – сентябре потерпевшим выплачено на 10% больше компенсаций, чем в аналогичном периоде 2022 г., – 102,6 млрд руб. против 97,3 млрд. Средняя выплата по ОСАГО составила 71 700 руб. по итогам девяти месяцев 2022 г. В допандемийный 2022 год она составляла 68 600 руб.
Вторая инициатива – запретить страховым компаниям учитывать износ пострадавшего автомобиля при расчете выплаты на ремонт. Сейчас страховщики могут выплатить автовладельцам возмещение либо обеспечить восстановление поврежденного авто. При ремонте износ не учитывается, но на него приходится не более 10–12% выплат по ОСАГО (оценка РСА). А сумма прямой компенсации зависит от года выпуска автомобиля. При денежной выплате страховщики могут удержать до 50% стоимости деталей подержанного авто. Средний возраст автомобилей в России – почти 14 лет, сообщало в марте аналитическое агентство «Автостат».
Оценки сильно варьируются, потому что страховщики провели расчеты на базе собственных портфелей, подчеркивает управляющий директор департамента страхования автотранспорта «Ренессанс страхования» Сергей Демидов. По его словам, точно оценить уровень подорожания ОСАГО можно только по данным всего рынка. Без детальных параметров реформы сложно прогнозировать, насколько точно вырастут тарифы. Уже действует «достаточно большой коридор при выборе базовой ставки тарифа» и ЦБ его последовательно расширяет, отреагировал представитель Минфина. Сейчас ведутся актуарные расчеты, чтобы определить, на сколько нужно расширить тарифный коридор, рассказал представитель РСА.
Первая инициатива – повысить лимит выплат за ущерб жизни и здоровью по ОСАГО в 4 раза с 500 000 до 2 млн руб., сообщили собеседники «Ведомостей». Таким образом, планируется уравнять сумму максимального покрытия по автострахованию с другими видами аналогичных полисов, например ответственности перевозчиков. Сейчас пострадавшему в результате аварии с автобусом или другим видом общественного транспорта выплачивают до 2 млн руб., а при аварии с обычным авто – лишь 500 000 руб.
При выплате без учета износа важно не допустить необоснованного обогащения автовладельцев, считает директор департамента урегулирования убытков «Югории» Евгений Степанов. «Возместить ущерб – это привести автомобиль в состояние до повреждения, установить или выплатить стоимость равнозначной по сроку эксплуатации и состоянию детали», – пояснил он.
Обязательную страховку авто можно оформить в компании лично или онлайн, на сайте страховой. Сначала вы выбираете страховщика, Центробанк рассчитывает базовую ставку и коэффициент, устанавливая коридор, в рамках которого компания рассчитает цену для вас. Сравните цены у нескольких надежных поставщиков страховых услуг, они могут значительно отличаться.
Если ОСАГО – обязательная страховка, и купить ее должен каждый автовладелец, то каско – это добровольное страхование своего авто на случай ДТП, угона и даже стихийных бедствий. Банки часто требуют оформить этот вид страховки, когда оформляют автокредит. В Совкомбанке вы можете купить авто в кредит без дополнительных трат.
- у каждого владельца есть ОСАГО = каждый получит компенсацию, если не является виновником аварии,
- страхователь – тот, кто страхует ответственность,
- страховщик – лицензированная страховая компания,
- страховая гарантирует возмещение ущерба потерпевшему,
- закон запрещает езду без обязательного полиса,
- предусмотрен штраф за вождение без автогражданки.
Новые правила расчета бонус-малуса были поддержаны Банком России: проект закона, представленный Министерством финансов, предполагает увеличение выплат при уроне здоровью и жизни потерпевших до 2 млн, также теперь выплачивают стоимость запчастей без учета возраста авто. Это потенциально увеличит траты на ОСАГО почти вдвое. Но есть хорошая новость – увеличение стоимости будет проходить поэтапно: сначала увеличат компенсации при ущербе физическому состоянию потерпевших, а далее – выплаты на восстановление авто без учета его возраста.
- покупка ОСАГО – обязательная процедура перед началом использования транспортного средства, каско – добровольная;
- принципы и тарифы обязательного страхования регулирует государство, комплексного – внутренние правила компании-страховщика;
- кого страхуют – автогражданка возмещает убытки потерпевшего, каско – имущество владельца;
- обязательное страхование без комплексного оформить можно, а комплексное без обязательного – нет;
- стоимость – обязательное страхование стоит значительно дешевле.
Порядок и лимит выплат по ОСАГО
Изменения, которые касаются выплаты по полису ОСАГО, вступили в силу еще в 2022-м и коснулись системы компенсации убытков, ремонта и оформления полиса, сроков технического осмотра и компенсаций по страховке, а также стоимости ее приобретения. В 2022 г. появилась такая система компенсаций, как оплата ремонта.
Разумеется, каждая страховая компания стремится не терять своих средств, поэтому бытует мнение, что получить средства в полном объеме не получится. Отчасти этому мифу способствуют оценщики и юридические компании. Но не стоит забывать, что сами они, убеждая клиента в необходимости их услуг, также заботятся о своем заработке. Поэтому не стоит принимать поспешных решений. Как показывает практика, в 80% случаев получить компенсацию в полном объеме и точно в срок (выплата по ОСАГО происходит в течение 10 календарных дней) можно без оплаты услуг юристов.
Стоимость полиса изменилась и в связи с новыми правилами расчета коэффициента бонус-малус. Теперь, если водитель за 12 месяцев ни разу не попал в ДТП, он получает скидку при продлении страховки. Напротив, тот, кто часто нарушает правила дорожного движения и становится виновником аварий, заплатит в соответствии с новым тарифом большую сумму за переоформление полиса. Соответственно, водить аккуратно становится гораздо выгоднее для собственного кошелька. Система учета коэффициента бонус-малус призвана стимулировать водителей быть осторожнее на дорогах, не совершать опасных маневров и соблюдать скоростной режим.
Страховые выплаты за ущерб в ДТП, оформленном по протоколу европейского образца, увеличены в два раза, с 50 до 100 тысяч рублей (при этом для Москвы и Подмосковья, С.-Петербурга и Ленинградской области лимит остался прежним – 400 тысяч рублей). Автомобилисты, попавшие в аварию, могут оформить документ без участия сотрудников ГИБДД. Экземпляр заполняет как виновник аварии, так и потерпевший. После этого бумагу нужно направить страховой компании в течение 5 рабочих дней. Обязательное условие оформления европротокола – фотографирование места происшествия. До осмотра представителями страховой компании оба автомобиля, пострадавшие в ДТП, нельзя ремонтировать, чтобы были зафиксированы все полученные ими дефекты.
- срок подачи заявления о страховом случае составляет 5 рабочих дней;
- период действия полиса должен быть не меньше одного года;
- срок подачи заявления с претензией в адрес страховщика (в том случае, если нарушаются сроки или вас не устроила сумма компенсации) — десять дней. Вместе с заявлением, в котором изложена суть ваших требований, следует подать также отчет независимой экспертизы;
- выплату страхового покрытия могут заменить денежные поступления в счет оплаты ремонта транспортного средства (в том числе напрямую в мастерскую, которая будет заниматься восстановительными работами, минуя владельца авто);
- максимальная выплата зависит от того, пострадало ли в результате ДТП имущество потерпевшего, получили ли травмы участники аварии (и их тяжести);
- в случае оформления аварии по европротоколу возмещение составит 100 тысяч рублей;
- срок выплаты по ОСАГО составляет 20 календарных дней (за исключением праздников). В течение этого времени должен быть оценен ущерб, нанесенный транспортному средству в ходе ДТП.
Эксперимент по автоматическому выявлению автомобилей без действующей страховки проводили еще в 2022 году. Камеры видеонаблюдения фиксировали номера нарушителей. Тогда за поездку без полиса можно было получить только предупреждение, сейчас планируется штрафовать бесполисных водителей. Каждый день, проведенный за рулем без страховки, будет ударять по кошельку. Проверять ОСАГО будет специальная программа без участия сотрудников ГИБДД, что значительно повысит вероятность обнаружения нарушителей. Официальные даты повсеместного внедрения системы пока не называются. Автоматическая фиксация используется только в мегаполисах.
Нововведения затронули порядок расчета КБМ – коэффициента «бонус-малус». Теперь в калькуляторе ОСАГО учитывают возраст, стаж водителя, число совершенных по его вине аварий и количество штрафов за нарушение ПДД. Например, если автомобилиста лишили прав за вождение в пьяном виде или за проезд на красный сигнал светофора, то расчет ОСАГО-2022 производят с повышающим коэффициентом. Такие же правила применяются за движение по встречной полосе, нарушения скоростного режима.
Банк России планирует пересмотр коэффициента КБМ и порядка расчета страховки по возрасту и стажу водителя. Взрослые и опытные автолюбители получат дополнительную скидку на ОСАГО-2022 в размере 8 %. За аккуратное вождение предусмотрен бонус – снижение цены полиса еще до 8 %. Больше будут платить молодые водители с небольшим стажем и виновники ДТП. Если автомобилист попадет в аварию три и более раз в течение года, то купить полис ОСАГО можно будет только по 4-кратному тарифу. Максимальная скидка за аккуратную езду увеличится с 50 до 54 %.
Закон об обязательном автостраховании действует с 2002 года. За это время система ОСАГО претерпела множество изменений, но проблем осталось немало. Например, на рынке присутствуют неблагонадежные компании и даже откровенные мошенники. Водители, желая сэкономить на страховке, в дальнейшем сталкиваются с занижением выплат по страховым случаям, отказами или полным исчезновением страховщика. Некоторые компании искусственно создают трудности оформления электронного онлайн-ОСАГО, чтобы клиенты обращались к агентам и покупали доп. услуги. Проблем можно избежать простым обращением в надежную страховую компанию, но часть водителей все еще пренебрегает такой возможностью.
Текущий год – это только старт реформы. В 2022 году запланировано еще несколько существенных изменений, которые должны сделать порядок оформления страховки ОСАГО более прозрачным, справедливым и снизить число недобросовестных автомобилистов на дорогах России.
Допустим, клиент обратился в суд с вопросами к действиям страховщика. Получается, что первому уже не стоит мечтать о минимальной базовой ставке. Страховщик сделает всё, чтобы не допустить заключение сделок с данным клиентом. К сожалению, таких ситуаций множество. Например, один «автомобильный» адвокат находится в СТОП-листах по всем известным мне страховщикам. Каждый год пытаемся помочь, увеличивая перечень партнеров. Костя, спасибо! Ты помогаешь нам расширять кругозор!
Мне сложно петь дифирамбы всем без исключения агентам, тем более что большинство из них не заслуживают похвалы. Агент в моем представлении обязан развивать страховую отрасль, а не думать ТОЛЬКО о своём алчном интересе. Сказать, что мы другие, приходите к нам и всё у вас будет отлично неправильно. Пусть лучше материал из данной ссылке говорит о наших результатах: https://www.ins-team.ru/review
Реакция на грядущие изменения неоднозначная. Представители Российского союза автостраховщиков считают их необходимыми, но отмечают, что они приведут к удорожанию полисов ОСАГО. Ряд экспертов ожидает рост стоимости на 20% . Такая сумма может свести на нет скидку после расширения тарифного коридора. В любом случае инициативы пока только обсуждают. Возможно, в них еще внесут изменения. Однако одно понятно точно — при росте среднего чека ремонта, чего избежать скорее всего уже не получится — цена ОСАГО будет увеличиваться. Если страховщик найдет способ применять высокую базовую ставку, он будет это делать.
Когда возникнет необходимость, напишите. Мы попробуем направить в нужном направлении данные. Для нестандартных сделок (а ваш пример для многих страховщиков именно такой) есть система единого страхового агента, где заключение идет под гарантию. Выбор страховщика — рулетка. Мы сейчас расширяем список партнеров, кто-то уже открыто в регионы приглашает.
Сегодня из денежной выплаты по ОСАГО страховые компании вычитают сумму амортизации. Это — разница в стоимости между поврежденными деталями и новыми. Теперь регуляторы предлагают не учитывать износ при денежной оценке. Также депутаты и Минфин планируют увеличить максимальную сумму возмещения за причинение вреда жизни и здоровью с 500 тыс. до 2 млн рублей.
В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — международные системы страхования).
Новые правила ОСАГО
По прежним правилам самое низкое значение составляло 1, а высокое – 1.8. Последние поправки в ОСАГО особенно сильно затронули множитель для водителей с опытом вождения менее 3-х лет. На данный момент параметр находится в пределах 1.63-1.87. Если говорить о возрасте страхуемого, то для автомобилистов с показателем меньше 21 года устанавливается максимальный коэффициент.
Если посетитель является страхователем и владельцем транспортного средства, это нужно указать на данном этапе. Сервис попросит указать ФИО, номер ВУ, дату рождения и получения прав, опыт вождения водителя. Если транспортом будут пользоваться несколько автомобилистом, это следует указать на данном этапе. Лишь после этого станет активной кнопка «Рассчитать точную стоимость». Когда посетитель её нажмёт, система произведёт расчёты и выведет их на экран.
Когда информация будет введена, следует кликнуть «Далее». Сервис выполнит поиск транспортного средства. В случае успешной операции данные берутся из информационной базы. Иначе потребуется вручную заполнить сведения о марке и модели транспортного средства, годе выпуска, мощности и регионе регистрации. Необходимо убедиться, что вся нужная информация введена, после чего кликнуть «Далее».
В зависимости от значения параметра он может снижать либо повышать стоимость страховых услуг. Коэффициент бонус-малус отражает безаварийность езды. Его устанавливают для каждого шофёра, который будет вписан в страховку. Если их будет несколько, тогда используется самый большой параметр среди них. Водителям, которые принадлежат к категории опасных, придётся платить намного больше за ОСАГО.
Каждый водитель в Российской Федерации перед выездом на дорогу общего пользования обязан оформить полис ОСАГО. Автогражданка позволит получить финансовую защиту – при возникновении аварии на дороге, в которой виноват водитель, компенсацию ущерба пострадавшим будет произведена за счёт страховой организации. Ежегодно выходят новые правила ОСАГО, их нужно знать, чтобы не допускать ошибок.
Сейчас сотни, если не тысячи, автомобилей, можно сказать, застряли в автосервисах. Их хозяева просто не знают, откуда брать деньги на ремонт. Страховщики оценивают ущерб по уже утвержденным ценам. К примеру, Ольге из Казани после аварии компенсировали 43 тысячи, но в сервисе просят уже 63 тысячи.
С 19 марта начинают действовать новые справочники по оценке стоимости автозапчастей. На них ориентируются при расчете выплат по ОСАГО, то есть сколько платить пострадавшим в ДТП или какой суммы потребует восстановление машины. Только вот ценники формировались еще в январе до изменения курса валют. И теперь водители опасаются, что автосервисы начнут массово отказываться делать ремонт по ОСАГО.
Иногда автолюбители смогут даже выбирать ремонт или деньги. Правда, получить вот такие выплаты деньгами они смогут совсем в исключительных случаях – если автомобиль уничтожен, если ДТП повлекло смерть участника либо когда ремонт превышает сумму в 400 тысяч рублей. То есть когда делать его уже бесполезно.
Если автомобиль после ДТП не попадает в категорию «безнадежных», то страховщик не имеет права отказать вам в ремонте автомобиля. Только вот будут ли делать это в сервисе по установленным ценам, другой вопрос. Решиться он может заменой на бэушные детали. Такую практику сами автостраховщики предлагают официально прописать в законе.
«Это постоянные конфликтные ситуации, которые будут возникать вне зависимости от нас. Страховые компании тоже не хотят получать убыток, поэтому страховые компании, к сожалению, так поступают. Хотя я уверен, что какой-то части прибыли, заработанной ранее, хватит, чтобы исполнять свои обязательства сполна», – сказал Ян Хайцеэр, вице-президент Национального автомобильного союза.
В начале 2022 года изменятся тарифы ОСАГО
Масштабными оказались изменения коэффициентов. Например, коэффициент территории для автомобилей всех типов почти во всех регионах уменьшится на 1—5%, хотя, скажем, для тракторов он, напротив, почти везде повышен на величину до 10%. Коэффициент за полис «мультидрайв» (без ограничений допущенных к управлению водителей) вырастет с 1,94 до 2,32. Коэффициенты зависимости от возраста и стажа поднимутся для ряда водителей до 24 лет и со стажем менее двух лет, а для остальных они снизятся.
А еще есть информация, что в Минфине и ЦБ всерьез взялись за обсуждение повышения лимита по ОСАГО с нынешних 400 тысяч до 2 миллионов рублей. Слухи об этом ходят уже много лет, но сейчас дело сдвинулось с мертвой точки. Поскольку говорится о перспективе принятия такого лимита через пару лет, можно предположить, что это произойдет к выборам президента в 2024 году. Нынешних 400 тысяч рублей уже давно недостаточно: в ряде случаев этой суммы хватает лишь на набор из одной фары и переднего бампера с встроенным парктроником. Сколько будет стоить полис с лимитом в два миллиона рублей? Предположить сложно, но цена наверняка вырастет раза в два.
В распоряжении Авторевю оказалось Указание ЦБ №6007-У, которое вступит в силу после согласования с Минфином и внесет ряд изменений в закон об ОСАГО. В частности, станет шире тарифный коридор для каждого типа транспортных средств, то есть страховщик (в зависимости от установленных внутри компании тарифных факторов) сможет заметнее варьировать базовую ставку, к которой впоследствии применяются коэффициенты. Например, сейчас для легковых автомобилей физических лиц тарифный коридор составляет от 2471 до 5436 рублей, а после изменения он будет варьироваться от 2224 до 5980 рублей. Впрочем, для этой категории максимальную базовую ставку страховщики используют нечасто. Наиболее заметное изменение ждет такси, для которых максимальный базовый тариф вырастет с 9131 до 12505 рублей.
С 1 апреля изменится коэффициент бонус-малус (КБМ), который рассчитывается на один год (с 1 апреля по 31 марта следующего года) и неизменен в течение этого периода. Для «убыточных» водителей КБМ разом поднимется с 2,45 до 3,92. Новичок, у которого нет истории КБМ, теперь в первый раз получит коэффициент 1,17 вместо 1. Зато КБМ за десять лет безубыточной езды снизится с 0,5 до 0,46.
И это еще далеко не все запланированные изменения ОСАГО. В начале следующего года заработает система перестрахования в ОСАГО, когда страховщики перестраховывают свои риски в одной или нескольких компаниях. До сих пор полисы ОСАГО массово не перестраховывали, хотя по другим видам страхования перестраховывается большинство рисков, особенно крупных. Возможность перестрахования автогражданки заменит собой систему е-Гарант и должна снять проблемы с заключением полисов в ряде случаев. При этом пользователь, полис которого будет перестрахован, об этом не узнает, и на нем это никак не отразится.