Аварийное Жилье Условия Переселения 2022

Правила и порядок получения сертификата при переселении из аварийного жилья

  • Государство выкупает 1 квадратный метр по цене 83 963 руб.
  • Покупаем столько же, сколько было, но не менее 33,5 кв.м
  • Гражданин должен принять решение – до 01.05.2022
  • Осуществляет покупку квартиры на территории любого городского округа Московской области — в течение 6 месяцев
  • Оплата договора купли-продажи квартиры, комнаты, жилого дома;
  • Оплата по договору по ДДУ;
  • Оплата по договору подряда на строительство жилого дома;
  • Оплата первого взноса по договору жилищного кредита, % по кредиту (ипотека);
  • Оплата разницы по договору мены
  1. Подача гражданином заявления в ОМСУ
  2. Подписание с гражданином соглашения о предоставлении субсидии (сертификата)
  3. Самостоятельный поиск гражданином жилого помещения
  4. Заключение договора на приобретение жилого помещения
  5. Перечисление субсидии по заключенному договору

Согласно части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

По вопросу установления различных требований к гражданам, которым могут быть установлены дополнительные меры поддержки, в части 8.1 статьи 32 ЖК РФ и в пункте 3 части 6 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее — Федеральный закон N 185-ФЗ, Фонд ЖКХ) следует учитывать, что ЖК РФ является актом более высокой юридической силы, чем Федеральный закон N 185-ФЗ. Следовательно, положения Федерального закона N 185-ФЗ подлежат применению в части, не противоречащей ЖК РФ.

По мнению Минстроя России, в этих случаях размер возмещения может быть определен исходя из рыночной стоимости приобретенного имущества, что следует из совокупного толкования норм ЖК РФ и Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон N 135-ФЗ). Согласно статье 7 Федерального закона N 135-ФЗ если в нормативном правовом акте отсутствует указание на вид стоимости, то исходя из норм указанной статьи используется рыночная стоимость.

Частью 8.1 статьи 32 ЖК РФ субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями таких лиц (предоставление гражданам субсидий на приобретение жилых помещений, возмещение процентов по ипотеке, кредиту или займу) при условии, что на дату признания многоквартирных домов аварийными у правообладателей жилых помещений в таких домах отсутствуют иные пригодные для проживания жилые помещения (далее — меры поддержки).

Пункт 3 части 6 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ устанавливает направления расходования средств Фонда ЖКХ и поскольку упоминаемая в нем субсидия, в случае принятия субъектом Российской Федерации решения о предоставлении граждан таких субсидий, будет являться дополнительной мерой поддержки граждан при переселении из аварийного жилищного фонда, на получателей субсидий будет распространяться условие, предусмотренное частью 8.1 статьи 32 ЖК РФ. Более того, по мнению Минстроя России, субъект Российской Федерации, принимая решение об установлении дополнительных мер поддержки граждан при переселении из аварийного жилья, вправе устанавливать дополнительные условия, предъявляемые к гражданам-получателям субсидий, помимо установленных ЖК РФ и Федеральным законом N 185-ФЗ, таким образом конкретизируя категории получателей субсидий.

11.1. Внесение изменений в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предусматривающих продление срока реализации этапа этой программы в связи с необходимостью завершения мероприятий, предусмотренных таким этапом, не является основанием для неприменения предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона последствий нарушения требований части 11 настоящей статьи.

13. За счет средств Фонда возмещаются расходы (в том числе по возврату кредитных и иных заемных средств, процентов за их использование в размере не более чем две трети ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действовавшей на дату привлечения указанных средств), ранее понесенные субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями на реализацию принятых после 1 января 2013 года и досрочно завершенных региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе таких программ с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства. При этом возмещению подлежат расходы в пределах установленных для субъектов Российской Федерации лимитов предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.

5) планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, соответствующая размеру увеличения рассчитанного для субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в каждом году начиная с 2022 года, а в случае, если в текущем году такое увеличение не осуществляется, — часть этой программы, соответствующая размеру финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектом Российской Федерации заявок в текущем году.

1. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2022 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года.

3) предоставление указанным в пункте 2 настоящей части гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений. Нормативная стоимость квадратного метра определяется как стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемая по субъектам Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства. Предоставление субсидии за счет средств Фонда может осуществляться не позднее окончания срока деятельности Фонда;

Чтобы встать в очередь собственнику на расселение из аварийных домов, проводится экспертная независимая оценка жилого помещения, формирующая основание для расчета размера суммы положенной компенсации. Компенсация может быть выделена гражданину, если его не устраивает предложенный властями вариант замены.

Специальная комиссия признает дом не подходящим для эксплуатации его как жилья на основе отсутствия определенных характеристик и при условии, если нет возможности их создать. Так, закон о расселении вступает в силу, если аварийное жилье имеет от 70% до 100% уровня износа, либо ему присваивается статус ветхого при степени износа от 65% до 70%.

Рекомендуем прочесть:  Рождение 3 Ребенка В 2022 Году Выплаты Свежие Новости Самарской Области

Так, в России насчитывается 44 673 многоквартирных жилых аварийных дома, выявленных к 1 января 2022 года. Дома, наделенные статусом аварийным жильем, подлежат переселению граждан по индивидуальным программам федерального значения, а также конкретизированными региональными властями и территориальными подразделениями Минстроя.

Таким образом, правила при переселении из жилья, имеющего статус аварийного, при переезде позволяют жильцам, недвижимость которых регистрировалась в Росреестре, взаимодействовать с органами власти более самостоятельно. Данной категории граждан, выделяется по закону аналогичной территории квартира или возмещается сумма стоимости в размере цены на рынке жилых помещений согласно статье №32, №87, №89 Жилищного Кодекса РФ.

  • формирование обращения лично гражданином в администрацию города на присвоение его жилой площади статуса как не приемлемой для нахождения в ней;
  • предоставление справки, информирующей органы о количестве членов семьи из ЖЭКа;
  • наличие у собственника права на помещение или документ о социальном найме;
  • наличие паспорта;
  • заверенное у нотариуса письменного согласия членов семьи;
  • ознакомление с письменным ответом из администрации о принятом решении не позже 3 недель;
  • формирование акта приема-передачи при получении квартиры.
  • Формирование письменного обращения лиц в форме заявления, ответственных за поддержку жилого фонда, например, представителя ЖКХ.

Условия программы «Ветхое жилье»: переселение из аварийного и ветхого жилья по шагам в 2022 году

  • Новая жилая площадь должна полностью соответствовать старой по параметрам либо размерам, установленным законодательством, – не менее 18 кв.м на одного человека. Например, если граждане до расселения проживали в маленькой квартире, где на одного приходилось всего 10 кв.м, то они вправе претендовать на более большое жилье – по 18 кв.м на каждого члена семьи.
  • Условия проживания в новом доме должны быть не хуже, чем в старом.
  • Первоочередное право на получение новой недвижимости имеют лица, у которых больше нет никакого жилья.
  • При проживании владельца в другом населенном пункте, ему может быть выдана денежная компенсация.
  • При постановке собственника аварийного жилья на учет по программе улучшения условий проживания он получит новую квартиру с учетом недостающих квадратных метров.
  • Расселение не предусматривается в коммунальные квартиры.
  • Новая жилая площадь выделяется в том же районе, где находится непригодное жилье. Если жильцы не против, им могут подобрать варианты в иных районах.

Не все люди довольны данным нововведением. Ведь многие просто не смогут внести оплату. В этом случае законом о расселении из ветхого и аварийного жилья предусмотрен другой вариант обеспечения жильем – заключение договора о социальном найме с органом МСУ.

Многие граждане соглашаются на предложенные органом МСУ варианты жилой площади, даже не понимая, что они не соответствуют правилам. Только небольшая часть жильцов набирается смелости и оспаривает решение администрации в суде. Причем они чаще всего побеждают.

Бывают случаи, когда владелец желает получить вместо новой недвижимости денежную компенсацию. Для этого требуется подать соответствующее заявление в орган местного самоуправления. Но выполнять данное требование собственника муниципальные власти не обязаны, этот вопрос остается на усмотрение администрации.

Программа расселения из ветхого и аварийного жилья начала свое действие еще в 2002 году. Ее цель – обеспечить население жильем с качественными условиями проживания, которые не представляют угрозы для жизни и здоровья человека. Благодаря данной программе люди получили возможность переехать в новое жилье с оптимальными условиями переселения и наличием всех необходимых коммуникаций.

Расселение аварийного жилья: условия и порядок в 2022 году

  1. здание должно быть признано объектом, не подлежащим капремонту, с оформлением соответствующего постановления, о чем жильцы дома уведомляются в письменном виде;
  2. после получения извещения каждый владелец объекта недвижимости должен явиться в департамент ЖКХ по месту регистрации или в МФЦ и подписать типовую форму договора, подразумевающего переселение в новую квартиру;
  3. ведомство произведет перерасчет площадей, и представитель администрации объяснит, на какое жилье может рассчитывать собственник;
  4. после оформления договора гражданин автоматически встает в очередь на расселение. При наличии технической возможности предлагается переезд.
  • специальная комиссия, собранная при департаменте ЖКХ района должна признать, что здание находится в аварийном состоянии и не подлежит капитальному ремонту;
  • граждане должны иметь на руках документ, подтверждающий право владения объектом жилой недвижимости. Либо подтверждение использования данных квадратных метров по договору соцнайма.
  • жильцы заказывают обследование текущего состояния несущих конструкций здания;
  • при наличии официального заключения экспертного органа о неудовлетворительном состоянии конструкций собственники коллегиально оформляют заявление в департамент ЖКХ;
  • уполномоченный представитель органа местного самоуправления обязан созвать комиссию и назначить заседание;
  • составляется график выезда группы специалистов на объект. Также определяются поименные списки граждан, попадающих под действие реформы;
  • в назначенный день комиссия посещает жилое здание. Она сверяет реальное состояние конструкций с текстом заключения экспертного органа;
  • финальное рассмотрение вопроса о признании здания не подлежащим капитальному ремонту и вынесение постановления.

В конце прошлого года депутаты ГД РФ приняли в первом чтении поправки законопроекту «О механизме переселения из аварийного и ветхого жилья в регионах». Это означает, что в текущем году из бюджета будут выделены средства, направленные на помощь нуждающимся в новых квартирах гражданам.

Описанная процедура длится долгое время, как показывает практика, от 3 до 5 лет и более. Это означает, что граждане, чье жилье признается аварийным в 2022 году, смогут въехать в новые квартиры не ранее, чем в 2023 – 2024 годах. Но этот срок может существенно вырасти.

Как я уже сказал, собственники помещений в аварийных домах, которых расселяют по региональной программе, могут выбирать между деньгами и квартирой. Но получать денежную компенсацию невыгодно: купить жилье такой же площади за выплаченные деньги практически невозможно.

Нормативный размер земельного участка определяется умножением общей площади жилых помещений на удельный показатель земельной доли для зданий разной этажности. Так, для двухэтажного дома 1957 года удельный показатель будет 2,84. Для двухэтажки 1967 года — 2,72.

Нанимателям по договору соцнайма взамен жилья в аварийном доме предоставляют равнозначную по площади и количеству комнат квартиру — также в социальный наем. Предоставляемое жилье должно быть в пределах этого же населенного пункта, но речь о выборе района заселения не идет. А вот предоставить квартиру в другом населенном пункте региона могут только с согласия жильцов.

  1. Дома, непригодные для жизни, не всегда признают аварийными.
  2. Даже если в доме опасно жить, его могут не расселить.
  3. Вместо аналогичного жилья власти предлагают компенсацию.
  4. Дом не включен в региональную программу, и собственникам предлагают только денежную компенсацию — как правило, меньше стоимости предоставляемого жилья.
  5. Количество комнат в предоставленном и прежнем жилье не совпадает.
  6. Размер компенсации меньше положенной по закону.
Рекомендуем прочесть:  Пп 4 П 2 Ст 220 Нк Рф С 01 01 2022

Например, сейчас в областном суде Томска рассматривается дело по дому 36/3 на улице Гоголя. Администрация пошла в суд и указала, что компенсация составляет 3 207 000 Р . Собственники не были с этим согласны. После экспертизы размер компенсации определили в 4 638 000 Р . Позже сумму компенсации за жилье удалось увеличить еще на 189 000 Р .

При первом варианте собственнику выплачивается рыночная стоимость недвижимости, а если это квартира – еще и часть от рыночной стоимости общего имущества и земельного участка. Также правообладателю квартиры возмещаются все убытки, связанные с вынужденным переездом до момента приобретения новой жилплощади. Однако здесь нужно учитывать, что рыночная стоимость таких квартир невысока. Следовательно, компенсации может быть недостаточно для будущей покупки.

Позитивный момент: для признания жилья опасным для жизни и здоровья человека достаточно наличия лишь одного из перечисленных критериев. Но нужно помнить, что для некоторых критериев есть условие о неустранимости проблемы, то есть возникшую ситуацию нельзя исправить инженерными и проектными решениями. Если жилое помещение можно отремонтировать, то его аварийным не признают и жильцов не расселят.

  • разрушение, повреждение или деформация строительных конструкций и оснований, при которых есть опасность обрушения дома;
  • крены, негативно влияющие на устойчивость дома;
  • изменение экологической ситуации, приведшее к вреду для человека, в том числе по уровню радиации, шуму, вибрации и другим факторам;
  • нарушение санитарно-эпидемиологических и прочих подобных нормативов;
  • селевые потоки, оползни, снежные лавины в месте, где размещен дом;
  • в результате ЧС дом не подлежит восстановлению;
  • расположение в месте, где возможны разрушения при авариях техногенного характера;
  • шум от магистрали, превышающий предельную норму;
  • промывочные и очистительные устройства мусоропроводов, размещенные над домом или смежно с ним;
  • территория дома опасно прилегает к линиям электропередачи на воздухе.

Начиная с 2013 года в России действуют федеральные и региональные программы переселения из опасной для жизни недвижимости. Текущая программа рассчитана до 2025 года и реализуется в рамках федерального проекта, направленного на сокращение непригодного для проживания жилфонда. По ней планируют расселять более полумиллиона россиян.

Согласно данным сайта «Реформа ЖКХ», к концу 2022 году объем недвижимости, которая непригодна для проживания, в России вплотную приблизился к отметке в 25 млн квадратных метров. В таких квартирах проживает более миллиона россиян. Поэтому крайне важно понимать, по каким критериям определяется аварийность и кто может рассчитывать на расселение.

По оценке аудитора Счетной палаты Натальи Труновой, программа по расселению аварийного жилья реализуется успешно, но с опережением решить проблему не удается — за год аварийных домов становится больше, чем удается расселить. При этом некоторые регионы в прошлом году уже выполнили программу расселения такого жилья.

С 2022 стартует новая программа расселения непригодного для проживания жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2022 г. В рамках новой программ планируется активизировать работу по привлечению застройщиков в проекты комплексного развития территорий.

Федеральный закон вводит специальный механизм привлечения средств инвесторов в финансирование проектов комплексного развития городских территорий. Имеются в виду субсидии в отношении отдельных застройщиков, подписавших с местной администрацией соглашения о комплексном развитии территорий, на компенсацию произведенных затрат на исполнение обязательств по покупке для жильцов аварийных домов нового жилья или выплату денежной компенсации.

Помимо этого, региональные власти могут решить предоставить в отношении граждан-собственников квартир в аварийном жилом доме субсидий на частичную компенсацию расходов на покупку другого жилья. Следует учитывать, что субсидия на покупку жилого помещения выделяется в размере не более разницы между ценой квартиры, равноценной по метражу изымаемой, которая рассчитывается в зависимости от нормативов стоимости кв. метров, и предоставленной компенсацией.

Это условие не распространяется на земельные участки, на которых находились непригодные для проживания здания, если расселение жителей из них выполнялось в рамках осуществления договора о развитии городских территорий или комплексного развития.

Финансирование Фонда может направляться на покупку для расселяемых жителей квартир в жилых домах, включая в новостройках, возведение которых еще не окончено, и в домах-таунхаусах. Указанная норма существовала и раньше, но, в законе уточняется, что такое жилье может быть предоставлено жильцам в собственность или на основании договора социального найма, соглашению найма жилья маневренного жилищного фонда.

Например, финансирование, выделяемое Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в 2022 году может использоваться для частичной денежной компенсации собственникам квартир в аварийном доме затрат на оплату процентной ставки по ипотечному кредиту размером не более ключевой ставки за пользование кредитными средствами, которые использованы на покупку жилплощади.

Если квартира оказывается большей по площади, чем старое аварийное жилье, но у гражданина отсутствуют средства на доплату разницы, ему также перечисляется компенсация. Жилое помещение, при этом все равно передается в его распоряжение. Но не в собственность, а по договору социального найма.

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 24 ноября 2022 г. принят в третьем чтении проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (законопроект 1258295-7), устанавливающий распределение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе на мероприятия по БАМУ (таблица 6 приложения 33) и мероприятия по Сибири и Дальнему Востоку (таблица 55 приложения 33).

На основании него человек может безвозмездно пользоваться жильем с правом его выкупа в будущем. Платить гражданину придется только за услуги коммунальных служб. Но не все категории имеют право бесплатного пользования муниципальной квартирой. Такой льготой наделяются только следующие лица:

Не все люди довольны данным нововведением. Ведь многие просто не смогут внести оплату. В этом случае законом о расселении из ветхого и аварийного жилья предусмотрен другой вариант обеспечения жильем – заключение договора о социальном найме с органом МСУ.

Соглашения о предоставлении субсидий на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали и на переселение граждан из не предназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, будут заключены на трехлетний период 2022-2024 гг.

в графе 18 — планируемая площадь жилых помещений, приобретаемых в рамках реализации программы переселения у застройщика в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц;

В план мероприятий рекомендуется включать основные показатели программы переселения, запланированные на весь период действия программы переселения и в разбивке по этапам, а именно: численность подлежащих переселению граждан, количество и площадь расселяемых жилых помещений, стоимость программы переселения.

в графе 8 — дата признания дома аварийным либо ограниченно работоспособным в формате ДД.ММ.ГГГГ. Такая дата соответствует дате принятия решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (абзац 7 пункта 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 6, ст. 702; 2022, N 32, ст. 5269) (далее — Положение), в случае признания многоквартирного дома аварийным до 4 апреля 2022 года — дата решения, принятого межведомственной комиссией (пункт 47 Положения в редакции от 2 августа 2007 года N 494), либо дате принятия решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о признании многоквартирного дома находящимся в ограниченно работоспособном техническом состоянии (пункт 3 Порядка признания многоквартирных домов находящимися в ограниченно работоспособном техническом состоянии, установленного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 610/пр от 26 августа 2022 года);

Рекомендуем прочесть:  Пермский Край: Ветеранам Труда Федерального Значения Как Оформить Документы На Получение Едв - Выплаты

Минимальный размер этапа программы переселения рекомендуется определять в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2022 года N 278 «О порядке предоставления в 2022 — 2024 годах субсидий в виде имущественных взносов Российской Федерации в государственную корпорацию — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда и об особенностях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 13, ст. 1402; 2022, N 35, ст. 6298);

в графе 20 — планируемая площадь жилых помещений, приобретаемых в рамках реализации программы переселения у застройщика в многоквартирных домах, строительство которых завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц;

В настоящее время реализация программ переселения из аварийного жилищного фонда в субъектах Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральным проектом «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», входящим в состав национального проекта «Жилье и городская среда», Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

С 2022 стартует новая программа расселения непригодного для проживания жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2022 г. В рамках новой программ планируется активизировать работу по привлечению застройщиков в проекты комплексного развития территорий.

Статьями 46.1, 46.2 Градостроительного кодекса РФ предусмотрена возможность заключения органами местного самоуправления договоров о развитии застроенной территории, согласно условиям которых застройщики обязуются уплатить возмещение за изымаемые жилые помещения в аварийных многоквартирных домах, расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома.

Согласно ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением местапроживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса РФ соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Согласно ст. 86, ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ граждане, проживающие в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, и являющиеся нанимателями находящегося в нем жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, подлежат выселению с обязательным предоставлением другого, равнозначного по площади благоустроенного применительно к условиям соответствующего населённого пункта жилого помещения по договору социального найма. Предоставляемое жилое помещение должно находиться в границах населённого пункта, в котором расположено аварийное жилье, за исключением случаев выраженного письменно согласия гражданина на предоставление ему жилья в другой местности.

Если же мы говорим о жилье, находящемся в собственности гражданина, то срок расселения аварийного дома устанавливается одновременно с его признанием аварийным. Данный срок законодательством также не определен. Вместе с тем, возложение на орган местного самоуправления обязанности по внеочередному предоставлению других жилых помещений до наступления установленных сроков сноса и расселения жильцов допустимо, если занимаемое жилое помещение создает непосредственную угрозу для проживающих и грозит обвалом на момент рассмотрения дела (Обзор судебной практики Верховного суда РС (Я) по рассмотрению гражданских дел в апелляционном порядке за 1 полугодие 2022 года).

Необходимо отметить, что рыночная стоимость жилого помещения зависит, в том числе, от места расположения земельного участка, т.е., например, очевидно, что жилые помещения, расположенные в г. Якутске, как правило, имеют более высокую стоимость, чем находящиеся в районах республики, а расположенное в центре города жилье стоит дороже, чем находящееся на периферии того же населенного пункта.

Вопросы переселения из ветхого и аварийного жилья

Порядок признания дома аварийным, помещения непригодным для проживания установлен ч. 4 ст. 15 Жилищного Кодекса Российский Федерации, Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российский Федерации от 28.01.2006 № 47

При переселении граждан, занимающих жилые помещения на основании договоров социального найма в домах, подлежащих сносу, применяются нормы статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), в соответствии с которыми предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, заключение, предусмотренное пунктом 47 Положения, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.

Признание дома аварийным относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Данная комиссия создается Федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, то есть в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.

Оцените статью
Бюро юридической информации населению