Штраф за безбилетный проезд в автобусе 2022

Как оплатить штраф за безбилетный проезд

  • если при входе в наземный транспорт или метро вы не списали поездки/средства со своего проездного билета, банковской карты или другого электронного средства с технологией бесконтактной оплаты; либо, если вы имеете право на льготный или бесплатный проезд, не приложили к валидатору или турникету свою карту москвича, социальную карту жителя Московской области или карту москвича обучающегося, студента, ординатора, аспиранта, ассистента-стажера ;
  • если при валидации вы воспользовались картой москвича или социальной картой жителя Московской области и отказываетесь или не можете предъявить контролеру документ, подтверждающий ваше право на льготный или бесплатный проезд;
  • если вы не можете предъявить контролеру проездной билет или свою карту москвича, социальную карту жителя Московской области;
  • если срок действия транспортной карты или карты, дающей право на льготный или бесплатный проезд, истек;
  • если у вас ранее использованный проездной;
  • если у вас поддельные или поврежденные (с испорченной магнитной полосой) проездные документы.

У вас также могут проверить билет на оплату провоза багажа, номенклатура и размеры которого определены правилами пользования наземным городским транспортом или Московским метрополитеном. Обратите внимание: проездные документы для категорий граждан, имеющих право на бесплатный проезд или проезд с неполной оплатой проезда, не дают право на бесплатный провоз багажа или ручной клади.

  • контролеры ГУП «Мосгортранс», которые работают в салонах автобусов, троллейбусов, трамваев на маршрутах, указанных у них в наряде-задании. Они не штрафуют за безбилетный проезд и неоплаченный провоз багажа. Но их полномочий достаточно, чтобы обязать вас приобрести у них посадочный талон или оплатить провоз багажа. В случае отказа вы обязаны покинуть салон на следующей остановке. Кроме того, они имеют право изъять поддельный проездной документ или документ, дающий право на бесплатный проезд или проезд с неполной оплатой проезда, если у вас не будет при себе документа, подтверждающего льготу;
  • контролеры ГКУ «Организатор перевозок». Они могут работать как в наземном городском транспорте, так и в метрополитене. В их функции, согласно должностной инструкции, входит выявление факта безбилетного проезда и возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с безбилетным проездом. То есть они могут вас оштрафовать. При этом поддельные проездные билеты либо карты москвича и социальные карты жителей Московской области контролеры ГКУ «Организатор перевозок» не изымают, но направляют информацию о неправомерном использовании карты в ГУП «Московский социальный регистр».

Какой штраф за безбилетный проезд в автобусе и электричках в Москве и регионах

  1. Пассажир не купил билет и, проще говоря, решил прокатиться «зайцем».
  2. При входе (посадке) в транспортное средство пассажир не списал на валидаторе/турникете деньги или поездки с проездного билета.
  3. При входе (посадке) в транспортное средство пассажир, имеющий право на льготный/бесплатный проезд, не приложил соответствующую карту к валидатору/турникету.
  4. Пассажир незаконно воспользовался документом, дающим право на льготный или бесплатный проезд.
  5. Пассажир не может предъявить контролеру проездной документ, а пассажир, имеющий льготы, не может также предъявить документ или карту, подтверждающие наличие льготы.
  6. Истек срок действия документа, подтверждающего льготный или бесплатный проезд, или срок действия проездного.
  7. Представленные контролеру проездные документы имеют признаки поделки или повреждены.
  • проверять проездные документы;
  • требовать оплатить проезд или покинуть транспортное средство на следующей остановке;
  • изымать (без принуждения и применения силы) поддельные документы для дальнейшей проверки;
  • штрафовать за безбилетный проезд – оформить протокол/постановление в административном порядке и выдать платежный документ для оплаты штрафа.

Вышеперечисленные правила применяются в Москве. В регионах они могут быть другими. Так, например, в некоторых регионах контролеры не могут выносить постановления о наложении штрафа – такое решение вправе принимать только суд. В других субъектах РФ контролеры не могут составлять и протоколы – должны для этого привлекать полицию или вызывать сотрудника из уполномоченного органа исполнительной власти.

В ситуациях, когда нарушители – несовершеннолетние лица, к разбирательству должны привлекаться родители. Высаживать ребенка, требовать с него штраф чревато нарушением уже со стороны кондуктора или контролера. Аналогичное можно сказать и о ситуациях с недееспособными гражданами, а также инвалидами 1 и 2 групп.

В отношении определения безбилетного проезда у всех российских регионов единый подход. Но нужно учитывать специфику систем оплаты проезда, действующих в разных городах. Классический способ наличных расчетов постепенно исчезает. Ему на смену приходят электронные платежи с помощью банковских, социальных и проездных карт. А для приема оплаты используются валидатора или терминалы.

Перевозчик имеет право проверить наличие билета у пассажира при входе в транспорт, при выходе из него, а также при прохождении пунктов контроля. Экономного гражданина, обнаруженного контролером, попросят сойти с транспорта для составления акта о правонарушении.

Так, в Сахалинской области, где «экономных» пассажиров не штрафуют, жалобы на безбилетников полностью отсутствуют. В это же время, в Москве и в Санкт-Петербурге, несмотря на автоматические системы защиты и работу контролирующего подразделения «Организатор перевозок», количество нарушителей только растет.

Самые жестокие меры наказания предусмотрены за проезд без билета на пригородном поезде или в электричке. За безбилетную поездку на расстояние до 10 км придется заплатить сумму, которая в 50 раз превышает тариф. Расстояние в 100 км, преодоленное зайцем, обойдется дешевле и составит 5-кратную стоимость билета.

Сумма штрафа также зависит от тарифа перевозчика и в среднем приравнивается к стоимости нескольких десятков поездок по неоплаченному маршруту. При расчете суммы взыскания перевозчик обязательно учитывает класс перевозки, категорию салона или вагона, в котором был обнаружен безбилетник.

Ведь коммерческие перевозчики не имеют право выписывать протокол об административном нарушении или требовать паспорт для установления личности нарушителя. Но именно коммерческие фирмы организуют автобусные перевозки по общественным маршрутам в большинстве регионов РФ .

Оплата проезда у водителя.
Пассажиры, которым необходим бумажный билет для совершения дальнейшей бесплатной пересадки или они планируют расплатиться наличными денежными средствами, должны обратиться к водителю автобуса (трамвая). Для удобства пассажира рекомендуется совершать посадку в транспортное средство через переднюю дверь. Оплата производится только во время остановки на остановочных пунктах. После оплаты, водитель обязан выдать пассажиру бумажный билет!

В 2022 году городской пассажирский транспорт Перми начал постепенно переходить на бескондукторную систему оплаты проезда. По состоянию на март 2022 года автобусные маршруты № 1, 3, 4, 6, 10, 11, 14, 15, 17, 19, 20, 24, 32, 36, 45, 50, 53, 55, 59, 60, 62, 63, 64, 67, 77, 78, 80 и трамвайные маршруты № 2, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12 обслуживаются без кондуктора.

Рекомендуем прочесть:  Льготы За Гараж Ст Оскол

Оплата при помощи стационарных валидаторов.
Пассажиры, которые планируют оплатить проезд при помощи банковской карты, транспортной карты или льготного проездного документа, и при этом не планируют совершать бесплатную пересадку на другой маршрут, могут воспользоваться одним из стационарных валидаторов, которые размещены возле каждой двери транспортного средства. Для оплаты необходимо поднести карту к значку оплаты
или непосредственно к самому устройству и держать до сигнала об успешной оплате проезда. Для повторной оплаты необходимо приложить карту и нажать кнопку подтверждения.

В случае обнаружения, безбилетный пассажира должен предоставить документы, подтверждающие личность, для составления акт об административном правонарушении. Составленные акты передаются в департамент транспорта и административную комиссию для наложения административного штрафа в размере 500 рублей. При повторном нарушении в течение года штраф составит 1 000 рублей. Чтобы продолжить поездку пассажир все равно обязан оплатить проезд. В случае отказа необходимо покинуть транспортное средство.

Контроль осуществляется непосредственно на линии. На время проверки валидаторы в салоне блокируются. Контролеры переносят всю информацию об оплатах на свое устройство, после чего у каждого пассажира проверяется факт оплаты: достаточно предъявить билет или пересадочный талон. Если проезд оплачен безналичным способом, необходимо приложить карту к терминалу контролера – на нем отобразится информация о совершенной на данном рейсе оплате или ее отсутствии. Дополнительные средства, при этом не списываются.

Кондукторы и контролеры — представители перевозчика, а не органа исполнительной власти. По закону они могут потребовать от безбилетного пассажира оплатить проезд либо отказаться везти его дальше — если есть такая возможность. Высадить пассажира из самолета или с морского судна получится не всегда, а выкидывать безбилетника за борт закон запрещает. Применять силу, чтобы высадить безбилетника из транспорта, тоже нельзя.

  • 100 Р — за проезд на судах морского или речного транспорта дальних транзитных линий или на автобусе междугородного сообщения без билета;
  • 200 Р — за безбилетный полет на самолете. Но трудно представить такой штраф при нынешнем уровне развития технологий проверки в аэропортах;
  • 50 или 100 Р , если провезти без билета ребенка, за которого нужно было платить хотя бы частично, на судах морского или речного транспорта или самолете соответственно.

Но содержать штат контролеров и оформлять постановления — это сложно и дорого. Далеко не каждый субъект федерации может себе такое позволить. Многие исходят из того, что раз перевозчик — коммерческая организация, то борьба с безбилетниками — его проблема. Например, на Сахалине в местном КоАП нормы о штрафах нет. Зайцев в автобусах никто не штрафует, и перевозчиков это устраивает. Такая ситуация, по данным на 2022 год, была в 22 субъектах РФ.

Штраф можно обжаловать — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу или в районный суд по месту рассмотрения дела. Искать их координаты в интернете не нужно: они должны быть указаны в постановлении об административном правонарушении. На обжалование у пассажира есть 10 суток с того дня, как ему вручат копию постановления или он получит ее сам. Если срок пропустить по уважительной причине, например по болезни, можно обратиться с ходатайством и восстановить его.

  1. Должность, фамилия, имя, отчество лица, которое вынесло постановление, адрес места работы.
  2. Дата и место составления постановления.
  3. Полные данные безбилетного пассажира — фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес.
  4. Обстоятельства дела — тут укажут, что пассажир ехал в транспорте без билета.
  5. Статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за такое нарушение.
  6. Мотивированное решение по делу. Например, «наложить штраф 100 рублей».
  7. Срок и порядок обжалования постановления.
  8. Платежные реквизиты для оплаты штрафа. Наличными на месте платить нельзя — только банковским переводом: штраф, оплаченный по закону, может поступить только в бюджет.

Правила пользования наземным городским транспортом

1.2. Настоящие Правила определяют порядок пользования наземным городским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами), оборудованным устройствами автоматизированной системы контроля проезда и осуществляющим перевозки пассажиров по проездным билетам и тарифам, установленным Правительством Москвы.

6.2.5. При выявлении контролерами наземного городского транспорта общего пользования факта проезда пассажира без оплаты, перевозки без оплаты следующих вместе с ним детей (в случаях, если его проезд или перевозка детей подлежит оплате), провоза без оплаты оплачиваемой в соответствии с пунктом 5.2 настоящих Правил ручной клади, а также факта предъявления пассажиром недействительных проездных билетов:

6.4.11. Провозить ручную кладь, сумма измерений которой по длине, ширине и высоте превышает 180 сантиметров, а также длинномерные предметы свыше 190 сантиметров (кроме лыж в чехле). Использовать для транспортировки ручной клади колесные средства (за исключением чемоданов, сумок-тележек, сумма измерений которых по длине, ширине и высоте вместе с ручной кладью не превышает 180 сантиметров).

3.1.13. При движении по установленному маршруту наземного городского транспорта общего пользования обеспечивать наличие на транспортном средстве информационных указателей о номере маршрута, а также о наименовании начального, конечного и основных промежуточных остановочных пунктов.

6.4.2. Проезжать в пачкающей одежде, провозить зловонные и опасные (легковоспламеняющиеся, взрывчатые, токсичные, коррозионные и другие) вещества, холодное и огнестрельное оружие без чехлов и упаковки, а также вещи (предметы), загрязняющие транспортные средства или одежду пассажиров.

Попробуй не заплати

Как пояснил председатель Заксобрания Владимир Варнавский, внесение законопроекта связано с тем, что омский КоАП сегодня не работает — одна из статей кодекса оспорена в суде и город не может применять санкции к нарушителям. Что касается предложенных поправок и размеров штрафов, то по ним предстоит еще «пахать и пахать».

В текущем виде проект поправок в КоАП предполагает увеличение размера штрафа, в том числе за безбилетный проезд в общественном транспорте, со 100 до 500 рублей. Присутствовавший на заседании вице-губернатор Олег Заремба отметил, что существующие размеры административных наказаний не стимулируют нарушителей соблюдать требования.

«Поскольку применять этот проект закона будут муниципальные органы власти, мы направляем его в город Омск, во все муниципальные районы, губернатору — на заключение, прокурору — на рассмотрение. Мы ожидаем получить все заключения и с учетом полученных предложений провести настоящие дебаты. Нам надо запустить механизм. Принять к рассмотрению, а дальше уже проект закона шлифовать», — сказал спикер Заксобрания.

«Сегодня штрафы за безбилетный проезд фактически не работают. Сам размер штрафа, 100 рублей, никого не пугает. В итоге только в рамках города Омска муниципалитет тратит 1 млрд рублей на поддержку транспорта. В отношении размеров штрафов — это дискуссионная вещь. Это надо обсуждать, надо думать. Понятно, что будет работа с муниципалитетами, нужны рабочие группы. Вопрос тонкий. Но во главу угла надо поставить интересы законопослушных граждан, а не нарушителей», — сказал Заремба.

  • ФИО нарушителя;
  • обстоятельства происшествия (проезд в общественном транспорте без билета);
  • ссылка на правовую норму, которая стала основой для вынесения штрафа;
  • сумма штрафа;
  • сроки обжалования и реквизиты оплаты штрафа;
  • должности и ФИО лица, оформившего постановление;
  • дата вынесения.
  1. В случае несогласия гражданина со штрафом он вправе обжаловать решение контролеров в судебной инстанции (рассмотрение данных споров входит в юрисдикцию мирового суда). Сроки для обжалования будут содержаться в постановлении и их необходимо строго придерживаться.
  2. Гражданин может передать жалобу на контролера его руководству. Обычно жалобу в адрес перевозчика допускается передать в течение 10 суток после вручения постановления. При пропуске указанного срока можно обратиться с дополнительным ходатайством о пропуске сроков по уважительной причине. К жалобе следует приложить копию паспорта, постановления, проездной билет и пр. На рассмотрение жалобы обычно отводится не более 10 дней, заем нарушителю будет выдан официальный ответ.
  3. Приобрести билет при проверке.
Рекомендуем прочесть:  Программа Поддержки Молодых Семей Иркутская Область

Если перевозчик сочтет, что перевозка безбилетного пассажира причинила ущерб, то он может возместить убытки в суде. В этом случае компании придется самостоятельно доказать, что имел место ущерб, и подтвердить сумму документально. Рассматривать такое дело в суде будут по правилам Гражданского кодекса. Но такие дела для российских судов не являются распространенной практикой: слишком высоки издержки по сравнению с возможной компенсацией.

Работник банка сформирует и распечатает квитанцию и передаст ее на руки плательщику. Данные из квитанции необходимо внимательно сверить и поставить свою подпись. По результатам оплаты гражданин получит платежный документ, подтверждающий внесение платы. Его необходимо сохранить на случай возникновения спорных ситуаций.

  1. Контролеры ГУП «Мосгортранс». Они работают в автобусах, троллейбусах и трамваях на тех маршрутах, которые им даются в наряде-задании. Такие контролеры не наделены правом выписки штрафов за проезд без билета или неоплаченную перевозку багажа. Но они вправе обязать пассажира приобрести посадочный талон и оплатить перевозку багажа либо попросить покинуть пассажира салон на следующей остановке. Также контролеры наделены правом изъять поддельный проездной или льготный документ при отсутствии сопровождающего удостоверения, подтверждающего право на льготы.
  2. Контролеры ГКУ «Организатор перевозок». Такие контролеры работают в городском транспорте и метрополитене. К функциям контролера по должностной инструкции может входить выявление факта безбилетного проезда, возбуждение дел об административном правонарушении, связанного с проездом без билета. Таким образом, именно этот тип контролеров выписывает штрафы. Но изымать поддельные или неправомерно используемые проездные они не вправе.

Решение о размере штрафа за проезд без билета в автобусе, трамвае, троллейбусе, метро принимают региональные власти. В большинстве субъектов РФ существует закон об административных правонарушениях, в котором предусмотрены санкции за отсутствие у пассажира проездного документа.

Необходимо помнить, что административный штраф уплачивается в бюджет государства, а не перевозчику. Если контролер-ревизор не составил протокол о правонарушении, а предложил уплатить требуемую сумму ему, то это незаконно, даже в случае выдачи квитанции. Поэтому следует настаивать на оформлении постановления о привлечении к административной ответственности, и оплачивать штраф на основании этого документа.

При использовании общественного транспорта пассажир должен заплатить за проезд и за багаж, который он перевозит. Если он игнорирует свои обязанности, перевозчик недополучает доходы, это приводит к ухудшению качества обслуживания. Поэтому штраф за безбилетный проезд используется как средство воздействия на безответственных граждан.

Порядок действий сотрудников железнодорожного транспорта при обнаружении пассажира без билета регламентируется Приказом Минтранса № 473. В соответствии с данным документом безбилетный гражданин должен приобрести проездной документ в соответствии с тарифом и маршрутом следования, а так же уплатить сервисный сбор за услугу оформления билета в поезде.

По общему правилу административный штраф необходимо оплатить не позднее 60 дней с момента вступления в силу постановления о привлечении к ответственности. Внести деньги можно любым способом: в почтовом отделении, банковским переводом, пластиковой картой, через платежный терминал и т.д. Неуплата штрафа так же является административным правонарушением. Согласно ст. 20.25 КоАП за невыполнение постановления об административном взыскании к нарушителю могут применить следующие санкции:

Владимир Путин 20 апреля издал закон о штрафах для шоферов, что высаживают детей без билетов из общественного транспорта. Уточняется, что административная ответственность угрожает тем, кто выгнал ребенка до 16 лет, оказавшегося без билета и присутствия родителя.

В настоящее время за высадку из транспорта детей, коим нет 16 лет, водителям грозит штраф до 5 тыс. руб. Для должностных лиц размер наказания будет больше – до 30 тыс. руб. Известно, что оно действительно лишь в том случае, если в маневрах водителя и кондуктора не обнаружатся признаки криминального преступления, то есть в том случае, если с дитем ничего не случилось.

Российский президент решил отменить штраф за проезд без билета в общественном транспорте в 2022 году. Он издал закон об исключении из Кодекса статьи, что раньше устанавливала штраф за проезд без билета. Соответствующий указ уже опубликован на сайте правовой информации.

Илья Зотов, который является представителем Общественного совета при Министерстве просвещения, отметил, что такие штрафы помогут предотвратить резонансные случаи, когда водители и кондукторы выгоняли детей из транспорта в темное время суток в пустынных местах.

По общему правилу административный штраф необходимо оплатить не позднее 60 дней с момента вступления в силу постановления о привлечении к ответственности. Внести деньги можно любым способом: в почтовом отделении, банковским переводом, пластиковой картой, через платежный терминал и т.д. Неуплата штрафа так же является административным правонарушением. Согласно ст. 20.25 КоАП за невыполнение постановления об административном взыскании к нарушителю могут применить следующие санкции:

Безбилетный пассажир должен предоставить удостоверяющий личность документ и подписать акт. Если гражданин отказывается подписывать документ, в акте делают соответствующую запись. Однако на практике составить подобный документ возможно только в присутствии сотрудников полиции, поскольку именно они вправе требовать от пассажира предъявления удостоверяющего личность документа.

Необходимо помнить, что административный штраф уплачивается в бюджет государства, а не перевозчику. Если контролер-ревизор не составил протокол о правонарушении, а предложил уплатить требуемую сумму ему, то это незаконно, даже в случае выдачи квитанции. Поэтому следует настаивать на оформлении постановления о привлечении к административной ответственности, и оплачивать штраф на основании этого документа.

При использовании общественного транспорта пассажир должен заплатить за проезд и за багаж, который он перевозит. Если он игнорирует свои обязанности, перевозчик недополучает доходы, это приводит к ухудшению качества обслуживания. Поэтому штраф за безбилетный проезд используется как средство воздействия на безответственных граждан.

Порядок действий сотрудников железнодорожного транспорта при обнаружении пассажира без билета регламентируется Приказом Минтранса № 473. В соответствии с данным документом безбилетный гражданин должен приобрести проездной документ в соответствии с тарифом и маршрутом следования, а так же уплатить сервисный сбор за услугу оформления билета в поезде.

Законодатели, которые занимались разработкой рассмотренных выше изменений законодательства, в качестве примеров приводили ситуации, когда законопослушный ребенок при случайном стечении обстоятельств не смог оплатить проезд и его высадили из автобуса. Например, на оплату проезда не хватило имеющихся денег, либо в общественном транспорте не получилось оплатить проезд транспортной или банковской картой.

Статья 11.33. Нарушение порядка использования автобуса, трамвая или троллейбуса2 1 . Принудительная высадка из автобуса, трамвая или троллейбуса несовершеннолетнего, не достигшего возраста шестнадцати лет, не подтвердившего оплату проезда, если его проезд подлежит оплате, либо право на бесплатный или льготный проезд и следующего без сопровождения совершеннолетнего лица, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

К сожалению, на практике данное изменение законодательства может сработать и по-другому. Наверняка найдутся несовершеннолетние, которые захотят использовать новый штраф в корыстных целях. То есть, они намеренно не будут оплачивать проезд, оставляя себе выданные родителями деньги. А водитель или кондуктор с этим ничего сделать не смогут, т.к. в случае высадки они получат довольно серьезный штраф. А если подобных случаев будет много, то транспорт будет ездить без прибыли или вообще в убыток.

Рекомендуем прочесть:  Путевой Раз В Месяц

В итоге ситуация может привести к тому, что водители общественного транспорта станут с неприязнью относиться к несовершеннолетним пассажирам. И если у них будет возможность изначально не взять ребенка без сопровождения на остановке, то они именно так и сделают. Например, автобус может случайно проехать мимо остановки, где общественный транспорт ожидают дети. А при таком раскладе пострадают все несовершеннолетние пассажиры, в том числе и те, кто всегда оплачивает проезд.

Одной из мер воздействия на безбилетного пассажира является высадка из общественного транспорта. Однако кроме нее при отсутствии билета может быть наложен и административный штраф за безбилетный проезд. Однако распространяется ли такой штраф на ребенка?

В настоящее время за высадку из транспорта детей, коим нет 16 лет, водителям грозит штраф до 5 тыс. руб. Для должностных лиц размер наказания будет больше – до 30 тыс. руб. Известно, что оно действительно лишь в том случае, если в маневрах водителя и кондуктора не обнаружатся признаки криминального преступления, то есть в том случае, если с дитем ничего не случилось.

Владимир Путин 20 апреля издал закон о штрафах для шоферов, что высаживают детей без билетов из общественного транспорта. Уточняется, что административная ответственность угрожает тем, кто выгнал ребенка до 16 лет, оказавшегося без билета и присутствия родителя.

Российский президент решил отменить штраф за проезд без билета в общественном транспорте в 2022 году. Он издал закон об исключении из Кодекса статьи, что раньше устанавливала штраф за проезд без билета. Соответствующий указ уже опубликован на сайте правовой информации.

Илья Зотов, который является представителем Общественного совета при Министерстве просвещения, отметил, что такие штрафы помогут предотвратить резонансные случаи, когда водители и кондукторы выгоняли детей из транспорта в темное время суток в пустынных местах.

Штрафы для безбилетников: выгодно ли ездить зайцем

И добавляет: размеры штрафов тоже изменились. Так, за безбилетный проезд в поезде пригородного сообщения придется заплатить штраф в размере 50-кратного тарифа на перевозку пассажира на расстояние 10 километров. Сумма будет зависеть и от класса, категории вагона, в котором был пойман заяц.

Несмотря на существенные штрафы за безбилетный проезд в общественном транспорте, некоторые люди постоянно ищут возможность «проскочить» зайцем. Какая ответственность грозит за это? Имеет ли право кондуктор высадить ребенка без билета из автобуса или электрички? Разобраться в этих и других вопросах корреспонденту «РИАМО в Балашихе» помогла юрист Мария Балагурова.

«Однако за последние годы произошло несколько вопиющих случаев, когда ребенка за безбилетный проезд выгоняли из транспорта – и в 30-градусный мороз, и в темное время суток, и в безлюдном месте. Потому весной 2022 года Госдума приняла в первом чтении законопроект, который запрещает высаживать из общественного транспорта детей до 16 лет, едущих без сопровождения взрослых», – объясняет Мария Балагурова.

«Родители давали деньги на электричку, но тратить их не хотелось. Лучше уж какой-нибудь беляш купить на вокзале, газировку. Или денег накопить, чтоб девочке букетик цветов подарить. Так что бегал зайцем. Что уж говорить, ребята, с которыми я каждое утро уезжал в Москву на учебу, делали то же самое – а было нас человек 10–12.

Впрочем, с тех пор как в общественном транспорте появились валидаторы, количество зайцев значительно сократилось. А с учетом того, что большинство автобусов оборудованы камерами видеонаблюдения, проскользнуть мимо водителя или кондуктора стало еще сложнее.

Штраф за безбилетный проезд в автобусе 2022

Что же делать, чтобы не попасть в разряд транспортных грызунов? Во-первых, озаботиться покупкой проездного заранее и следить, есть ли на нем средства. Держать в голове срок действия билета, а в самом близком к сердцу кармане — сам билет. И не поддаваться соблазну: не пользоваться чужими льготами. Если же действительно есть право на льготный или бесплатный проезд — нужно возить с собой документ, подтверждающий это право.

Итак, для начала нужно разобраться, что такое «безбилетный проезд». Безбилетным считают проезд пассажира, который не купил билет или не списал проездку с проездного. Если человек отказывается показать купленный билет или документы, которые подтверждают его право на бесплатный или льготный проезд, это тоже «безбилетный проезд». Точно так же, как в случае, если срок действия его карточки закончился или выяснилось, что предъявленные документы — не настоящие.

Контролеры же, как раз наоборот, имеют полномочия выписывать штрафы, но изъять липовый билет или чужую соцкарточку у «зайца» не могут. Они действуют по такому алгоритму: если при проверке обнаружили в транспорте безбилетника, просят его купить билет — и в случае отказа следует оформление штрафа. Для того, чтобы составить протокол о правонарушении, контролер требует паспорт — и выдает безбилетному пассажиру постановление о нарушении под расписку. Если паспорта нет — личность «зайца» удостоверят в полиции. Да, имеют право.

А вот дошкольники, дети-инвалиды и люди, которые сопровождают инвалида I группы, имеют полное право пользоваться общественным транспортом бесплатно. Если же ребенку уже исполнилось 7 лет, но его проезд не оплачен — оштрафуют родителя или иного взрослого, сопровождающего этого «зайчика». Потому что административную ответственность ребенок сможет нести только с 16 лет.

Задача операторов — проверить билет и документы, которые дают право на льготы. У них есть полномочия для изъятия поддельного проездного или льготного билета, право на который пассажир не смог подтвердить. Но зато нет права оформлять штрафы за безбилетный проезд: они добиваются, чтобы пассажир оплатил билет или просят его выйти из автобуса на ближайшей остановке.

Оцените статью
Бюро юридической информации населению