С 9 января 2022 года – новые тарифы по ОСАГО
Напомним, летом прошлого года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», направленные на индивидуализацию страховых тарифов (Федеральный закон от 25 мая 2022 г. № 161-ФЗ): базовая ставка тарифа определяется страховщиком для каждого автовладельца индивидуально в зависимости от его риск-профиля. Подробнее о существе поправок портал ГАРАНТ.РУ писал ранее.
Увеличение стоимости ОСАГО с; 9; января 2022; года
2022.01.12 Указание Банка России «О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» опубликовано на официальном сайте Банка России 29 декабря 2022 года. Документ вступил в силу с 9 января 2022 года, однако некоторые его пункты начнут действовать только с 1 апреля 2022 года.
Напомню, что значения ТБ устанавливают «коридор», в пределах которого страховые компании могут сделать выбор. Причем, начиная с 24 августа 2022 года страховые могут не просто выбрать одно значение базовой ставки ТБ для всех транспортных средств, а выбрать различные значения для различных групп транспорта. Однако, как с этим обстоит дело на практике, не вполне понятно, т.к. при расчете стоимости ОСАГО страховые компании не дают информации о том, по какому принципу выбран базовый тариф для страхового полиса. Водителя просто ставят перед фактом, что тариф будет именно таким.
Напомню, что с 5 сентября 2022 года по 9 января 2022 года стаж водителей, имеющих только иностранное водительское удостоверение, принимался равным 0. И это вынуждало водителей получать российские удостоверения, т.к. переплата за страховку получалась весьма существенной. В 2022 году такой проблемы быть не должно.
Еще раз хочу обратить внимание на то, что это только общие тенденции изменения стоимости страховки. Итоговая стоимость конкретного полиса зависит от нескольких факторов и если Вы хотите ее вычислить, то рекомендую воспользоваться обновленным калькулятором ОСАГО:
С 9 января 2022 года введена новая таблица территориальных коэффициентов, которая показывает зависимость стоимости страховки от региона, в котором зарегистрировано транспортное средство. Поскольку таблица территориальных коэффициентов имеет очень большой размер, в рамках данной статьи я не будут приводить ее полную версию. При желании Вы можете ознакомиться с ней самостоятельно:
Уфимцев объясняет, что сейчас разница между коэффициентами в регионах — трехкратная. «То есть в каком-то регионе коэффициент 0,6, то есть, получается, даже пониженный от базовой ставки, в другом — 1.8-2. Изменения, которые инициирует Банк России, направлены на то, чтобы подтянуть ближе к 1 те регионы, у которых коэффициент 0,6, чтобы у всех был примерно одинаковый региональный коэффициент».
В Банке России поддержали законопроект Минфина по увеличению выплат при ущербе жизни и здоровью с 500 тысяч рублей до 2 миллионов и отмене учета износа деталей, пишут «Известия» со ссылкой на ЦБ. В Банке России сообщили изданию, что первое изменение может привести к подорожанию ОСАГО на 21%, а второе — еще на 27%. То есть в общем увеличение стоимости полисов может составить 48%. Между тем, в регуляторе полагают, что вводить эти изменения следует поэтапно: сначала повысить лимит выплат и не ранее чем через год отменить учет износа деталей транспортного средства.
«Расширение границ тарифного коридора нужно только для того, чтобы сделать справедливый тариф, потому что сейчас для наиболее злостных нарушителей стоимость ограничена максимальной частью базового тарифа. Поэтому изменение на 10% вверх позволит страховщикам поставить плохому водителю базовую ставку выше, а хорошему — предложить более низкий базовый тариф», — объясняет исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев.
Повышение территориального коэффициента в первую очередь коснулось небольших населенных пунктов из так называемой «красной зоны» рейтинга РСА. То есть регионы, в котором отмечается большое количество случаев страхового мошенничества в ОСАГО. Расходы на риски, как правило, закладываются в стоимость полисов. Коэффициенты выросли, в частности, в Республике Ингушетия (в Малгобеке — с 0.82 до 0.88, в Назрани — с 0,64 до 0,76, в прочих населенных пунктах — с 0,64 до 0,76), в Чеченской Республике (с 0,64 до 0,76), в Республике Дагестан (в Буйнакске, Дербенте, Каспийске, Махачкале, Хасавюрте — с 0,73 до 0,9, в прочих городах и населенных пунктах — с 0,64 до 0,84), а также в Севастополе и Симферополе (с 0,64 до 0,76).
Снижение коснулось практически всех крупных населенных пунктов, например, в Москве (с 1,9 до 1,8), Московской области (с 1,63 до 1,56), Санкт-Петербурге (с 1,72, до 1,64), Ленинградской области (с 1,27 до 1,24), Уфе (с 1,72 до 1,64), Казани (с 1,9 до 1,8) и Екатеринбурге (с 1,72 до 1,64).
Порядок и лимит выплат по ОСАГО
- региона, где проходит регистрация транспортного средства;
- мощности двигателя автомобиля в л/с;
- количества лиц, включенных в страховку;
- возраста транспортного средства;
- продолжительности водительского стажа лиц, допущенных к управлению автомобилем;
- срока, на который оформляется страховка;
- статуса владельца авто (является ли он физическим или юридическим лицом).
- срок подачи заявления о страховом случае составляет 5 рабочих дней;
- период действия полиса должен быть не меньше одного года;
- срок подачи заявления с претензией в адрес страховщика (в том случае, если нарушаются сроки или вас не устроила сумма компенсации) — десять дней. Вместе с заявлением, в котором изложена суть ваших требований, следует подать также отчет независимой экспертизы;
- выплату страхового покрытия могут заменить денежные поступления в счет оплаты ремонта транспортного средства (в том числе напрямую в мастерскую, которая будет заниматься восстановительными работами, минуя владельца авто);
- максимальная выплата зависит от того, пострадало ли в результате ДТП имущество потерпевшего, получили ли травмы участники аварии (и их тяжести);
- в случае оформления аварии по европротоколу возмещение составит 100 тысяч рублей;
- срок выплаты по ОСАГО составляет 20 календарных дней (за исключением праздников). В течение этого времени должен быть оценен ущерб, нанесенный транспортному средству в ходе ДТП.
Если стоимость ремонта автомобиля превосходит лимит (размер положенной компенсации), пострадавший все равно получает не более максимально предусмотренной суммы. В досудебном порядке виновник ДТП не обязан компенсировать понесенные потерпевшим расходы. На этом этапе вопрос можно решить по договоренности. Но если пострадавшего не устраивает объем предложенных средств, он имеет право требовать от виновного в ДТП компенсировать моральный, физический и материальный вред через суд. Если потерпевшего не устроила сумма возмещения, следует направить письменную претензию в адрес страховщика.
Участникам ДТП требуется зафиксировать все обстоятельства происшествия. Они должны быть переданы в автоматизированную информационную систему автострахования гражданской ответственности (необходимо использовать технические средства и ПО, которые предусмотрены законом).
Чтобы средства были перечислены страховой компанией, нужно своевременно продлевать действие полиса и оформить ДТП в соответствии со всеми законодательными требованиями. Если авария была незначительной (участников не более двух, нанесен только ущерб имуществу), выгоднее зафиксировать ее с использованием европротокола.
Тарифы ОСАГО
В границах минимальных и максимальных значений базовых ставок страховых тарифов страховщики с учётом используемых у них факторов применяемых для установления базовых ставок страховых тарифов, устанавливают значения базовых ставок страховых тарифов применяемых при расчете страховой премии по договору ОСАГО.
Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях) устанавливаются Банком России в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей транспортного средства, собственника транспортного средства (физическое или юридическое лицо), а также от назначения и (или) цели использования транспортного средства (транспортное средство специального назначения, транспортное средство оперативных служб, транспортное средство, используемое для бытовых и семейных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности (такси).
Территория преимущественного использования (КТ). Водители в крупных городах чаще попадают в аварии, чем жители сельской местности. Поэтому для мегаполисов коэффициент выше, чем для регионов. Например, страховые тарифы ОСАГО в 2022 году для автовладельцев из Москвы включают территориальный коэффициент 1,8, а для подмосковных водителей — уже 1,56.
Возраст и стаж водителя (КВС). Чем меньше возраст и стаж автовладельца, тем выше будет стоимость полиса. Если он оформляется на несколько водителей, коэффициент КВС будет определяться по самому младшему и неопытному из них. А при открытом полисе полисе (это т.н. неограниченный список) коэффициент составит 1,94.
По действующему законодательству каждый автовладелец в России обязан оформить полис ОСАГО — обязательного страхования автогражданской ответственности. Без страховки управлять транспортным средством запрещено. За нарушения закона предусмотрено административное наказание в виде штрафа.
В целом, по подсчетам страховщиков, полис ОСАГО подорожает на 48%, а то и больше. Это более 2,5 тысячи, если отталкиваться от средней страховой премии по России в 5 тысяч. В Центробанке посчитали, что изменения следует вводить поэтапно, дабы избежать негатива от автолюбителей. Сначала повысят лимит выплат по жизни и здоровью и не ранее чем через год отменят учет износа деталей. Не следует думать, что подорожание полиса ОСАГО в равной мере затронет всех автовладельцев — и профессионалов с 30-летним опытом, и новичков, только недавно получивших права. Будет дифференциация, говорит исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев:
Евгений Уфимцев исполнительный директор Российского союза автостраховщиков «В среднем стоимость полиса ОСАГО, которая сейчас составляет 5500 рублей, увеличится из-за этих реформ. Обращаю внимание, что для большинства автовладельцев, которые как раз относятся к менее рисковой группе, имеют хороший коэффициент бонус-малус и не попадают в ДТП, рост, по нашим оценкам, будет небольшой — 5%, может быть, 10%. То есть на 500-1000 рублей больше им придется заплатить. А вот для водителей в рисковой группе будет существенное увеличение на 40-50%. Но это небольшая группа наиболее аварийных водителей, которые попадают в ДТП. А среднее увеличение стоимости полиса ОСАГО будет 20% или 25%».
Прибавка к средней страховой премии составит 2567 рублей, пишут «Известия». Законопроект Минфина поддержали в ЦБ. Взамен, согласно поправкам, максимальная выплата по ОСАГО увеличится с 500 тысяч до 2 млн рублей. Заодно страховые компании перестанут учитывать износ деталей, что также прибавит стоимость полиса.
Вкратце новую реформу ОСАГО можно описать так: платить за полис придется больше, но это для вашего же блага. Первым и главным изменением станет новый потолок выплаты по ОСАГО, по законопроекту Минфина, максимальной суммой будет 2 млн рублей, а не 500 тысяч, как сейчас. Второе новшество — отмена учета износа деталей автомобиля. Минфин рассчитывает, что с увеличением лимита выплат по ОСАГО документ приблизится к западным образцам. Но, конечно, рассчитывать на такие же выплаты, как в Европе, не стоит, говорит руководитель проекта разработки продуктов по автострахованию компании «Абсолют страхование» Алексей Тюрников, заодно он пояснил, при чем тут износ деталей:
— Я считаю, что дотягивать не будет. Если сравнивать с европейскими странами, сумма 2 млн по жизни и здоровью все-таки будет ниже. Но она приблизится, выровняется с суммой по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика. По ней она составляет 2 млн.
В апреле 2022 года введут новый расчет коэффициента бонус-малус (показатель безаварийного вождения). Для тех водителей, которые в течение года были признаны виновными в трех и более авариях, базовый тариф будет умножаться на 3,92 (сейчас — на 2,45). А для тех, кто десять лет не попадал в ДТП или не был признан их виновником, КБМ будет составлять не 0,5, как раньше, а 0,46. Для неопытных водителей, у которых еще нет истории КБМ, первый коэффициент будет составлять 1,17 вместо 1.
Повышение территориального коэффициента в первую очередь коснулось небольших населенных пунктов из так называемой «красной зоны» рейтинга РСА. То есть регионы, в котором отмечается большое количество случаев страхового мошенничества в ОСАГО. Расходы на риски, как правило, закладываются в стоимость полисов. Коэффициенты выросли, в частности, в Республике Ингушетия (в Малгобеке — с 0.82 до 0.88, в Назрани — с 0,64 до 0,76, в прочих населенных пунктах — с 0,64 до 0,76), в Чеченской Республике (с 0,64 до 0,76), в Республике Дагестан (в Буйнакске, Дербенте, Каспийске, Махачкале, Хасавюрте — с 0,73 до 0,9, в прочих городах и населенных пунктах — с 0,64 до 0,84), а также в Севастополе и Симферополе (с 0,64 до 0,76).
Уфимцев объясняет, что сейчас разница между коэффициентами в регионах — трехкратная. «То есть в каком-то регионе коэффициент 0,6, то есть, получается, даже пониженный от базовой ставки, в другом — 1.8-2. Изменения, которые инициирует Банк России, направлены на то, чтобы подтянуть ближе к 1 те регионы, у которых коэффициент 0,6, чтобы у всех был примерно одинаковый региональный коэффициент».
Тарифный коридор, или границы минимального и максимального значения базовой ставки полисов, расширили на 10% вверх и вниз для легковых автомобилей физлиц, на 4,9% — для общественного транспорта и на 30% для других категорий транспортных средств, в том числе для такси. К примеру, владельцам легковых машин полис ОСАГО может обойтись в сумму от 2 224 до 5 980 рублей.
Снижение коснулось практически всех крупных населенных пунктов, например, в Москве (с 1,9 до 1,8), Московской области (с 1,63 до 1,56), Санкт-Петербурге (с 1,72, до 1,64), Ленинградской области (с 1,27 до 1,24), Уфе (с 1,72 до 1,64), Казани (с 1,9 до 1,8) и Екатеринбурге (с 1,72 до 1,64).
Новые правила расчета бонус-малуса были поддержаны Банком России: проект закона, представленный Министерством финансов, предполагает увеличение выплат при уроне здоровью и жизни потерпевших до 2 млн, также теперь выплачивают стоимость запчастей без учета возраста авто. Это потенциально увеличит траты на ОСАГО почти вдвое. Но есть хорошая новость – увеличение стоимости будет проходить поэтапно: сначала увеличат компенсации при ущербе физическому состоянию потерпевших, а далее – выплаты на восстановление авто без учета его возраста.
Если ОСАГО – обязательная страховка, и купить ее должен каждый автовладелец, то каско – это добровольное страхование своего авто на случай ДТП, угона и даже стихийных бедствий. Банки часто требуют оформить этот вид страховки, когда оформляют автокредит. В Совкомбанке вы можете купить авто в кредит без дополнительных трат.
- покупка ОСАГО – обязательная процедура перед началом использования транспортного средства, каско – добровольная;
- принципы и тарифы обязательного страхования регулирует государство, комплексного – внутренние правила компании-страховщика;
- кого страхуют – автогражданка возмещает убытки потерпевшего, каско – имущество владельца;
- обязательное страхование без комплексного оформить можно, а комплексное без обязательного – нет;
- стоимость – обязательное страхование стоит значительно дешевле.
При заключении договора со страхователем компания проводит скоринг – оценивает потенциальный риск аварии с учетом статистических данных, рассчитывается скоринговый балл, благодаря которому компания понимает, какие потенциальные убытки возможны для нее – как часто собственник авто попадает в аварии, насколько они бывают сильными. Скоринг проводят при заключении обоих видов страховых договоров.
Что такое ОСАГО – это обязательное страхование автогражданской ответственности, при котором объектом страхования выступает ответственный за урон, нанесенный водителем во время дорожно-транспортного происшествия чужому авто и/или водителю. Лечение, ремонт и другие значимые расходы оплатит страховая компания виновника.
ОСАГО подорожает вслед за ростом выплат пострадавшим в авариях
По данным ЦБ, страховщики за девять месяцев 2022 г. получили на 5% больше платы за страхование по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. – почти 172 млрд руб. против 163,7 млрд. При этом договоров ОСАГО за этот период заключено на 3% больше. В январе – сентябре потерпевшим выплачено на 10% больше компенсаций, чем в аналогичном периоде 2022 г., – 102,6 млрд руб. против 97,3 млрд. Средняя выплата по ОСАГО составила 71 700 руб. по итогам девяти месяцев 2022 г. В допандемийный 2022 год она составляла 68 600 руб.
Вторая инициатива – запретить страховым компаниям учитывать износ пострадавшего автомобиля при расчете выплаты на ремонт. Сейчас страховщики могут выплатить автовладельцам возмещение либо обеспечить восстановление поврежденного авто. При ремонте износ не учитывается, но на него приходится не более 10–12% выплат по ОСАГО (оценка РСА). А сумма прямой компенсации зависит от года выпуска автомобиля. При денежной выплате страховщики могут удержать до 50% стоимости деталей подержанного авто. Средний возраст автомобилей в России – почти 14 лет, сообщало в марте аналитическое агентство «Автостат».
Повысить страховое покрытие нужно «как можно быстрее», согласился заместитель гендиректора по внешним связям «Ингосстраха» Илья Соломатин: «Несправедливо, что жизнь пострадавшего в общественном транспорте оценивается в 2 млн руб., а в обычной машине – в 4 раза меньше». По его словам, повышение выплат не должно сильно ударить по страховым компаниям, так как львиную долю составляют выплаты за имущество. Действительно, выплаты по жизни и здоровью составили всего 5% из общей суммы страховых выплат по ОСАГО, по последним данным ЦБ за девять месяцев 2022 г.
При выплате без учета износа важно не допустить необоснованного обогащения автовладельцев, считает директор департамента урегулирования убытков «Югории» Евгений Степанов. «Возместить ущерб – это привести автомобиль в состояние до повреждения, установить или выплатить стоимость равнозначной по сроку эксплуатации и состоянию детали», – пояснил он.
В то же время повышение страховой суммы, несомненно, привлечет мошенников, предупредил Алексеев из МАКС. Уже сейчас страховые компании сталкиваются с подделкой свидетельств о смерти, рассказал он: «Выдать перелом от простого падения за травму в ДТП никакого труда не стоит, но при этом выплата вырастет в разы».
Размер выплаты на ремонт авто увеличивать не планируют. Сегодня выплата ОСАГО составляет 400 тыс. рублей — в том числе по европротоколу. В России достаточно старый автопарк, и выплаты страховых компаний редко превышают пороговое значение (разве что в столицах). Больший размер выплаты может иметь смысл для владельцев дорогих машин, но они часто оформляют КАСКО.
Водители, регулярно нарушающие ПДД, могут заплатить больше не только из-за расширения тарифного коридора. Несколько месяцев назад Верховный суд постановил, что нарушители не могут иметь преимущества на дороге [даже если того требуют правила]. Так, водители не обязаны пропускать автомобилистов, которые едут по обочине или на красный.
Что важно, пересмотреть могут и коэффициенты, учитывающие возраст и стаж. Так, опытные автолюбители получат дополнительную скидку в 8%. Однако инициативу Центробанка уже подвергли критике. Национальный автомобильный союз назвал расширение тарифного коридора «экономически необоснованным». Также эксперты опасаются, что поправки вызовут обратный эффект — увеличат стоимость полисов ОСАГО для всех участников движения.
Вы привели пример покупки полиса на сайте страховой компании. С точки зрения теоретических основ — это один из каналов продаж страховых услуг. С практической стороны — это канал как и агент имеет «комиссию». В это сложно поверить, но так это работает. Разработка и внедрение требует сил куда больше, чем и обучение работать агент, его комиссии и т.д. Говорю уже как специалист, знающий интеграционные методы сотрудничества со страховой отраслью.
Сегодня из денежной выплаты по ОСАГО страховые компании вычитают сумму амортизации. Это — разница в стоимости между поврежденными деталями и новыми. Теперь регуляторы предлагают не учитывать износ при денежной оценке. Также депутаты и Минфин планируют увеличить максимальную сумму возмещения за причинение вреда жизни и здоровью с 500 тыс. до 2 млн рублей.
Банк России утвердил новые тарифы по ОСАГО: как это повлияет на стоимость полиса
А вот размер минимальных и максимальных базовых ставок изменился примерно на 10% и в большую, и в меньшую сторону. Применять их могут не ко всем водителям, что проживают в определенном регионе, а к каждому водителю конкретно. Расскажем, как это будет работать.
Потому что уже который год Тиньков страхование берет базовую ставку по максимальной границе (в этом году это 5436 рублей) и служба поддержки никак не может объяснить почему, ведь по этой логике ЦБ аккуратные и безубыточные клиенты должны платить меньше, так ведь?
В итоге выпустили указание, в приложениях к которому установили порядок применения страховых тарифов, а еще перечислили факторы, которые не могут влиять на тарифы и базовые ставки: к ним отнесли национальность, должностное положение и вероисповедание. Хотя закон уже разрешал учитывать и другие факторы — например, факты лишения прав или нарушения ПДД — порядок не был прописан, и страховщики не могли использовать эту возможность.
Обратился в поддержку Тинькофф страхование с вопросом разъяснить как у них считается базовая тарифная ставка индивидуально для водителей и почему для меня 40+ летнего водителя с 20+ летним стажем , без единого ДТП и единого штрафа , плюс второго водителя отца с такими же характеристиками , базовая тарифная ставка берется не минимальная ааа ооо сюрприз , практически максимальная ! Пол дня мучался с девчулей Екатериной из поддержки , которая представилась специалистом по страхованию, но очень смутно понимала что такое базовая тарифная ставка , через пол дня она сдалась и наконец-то составила заявку, пришел какой-то Кирилл , охал ахал все расспросил, кряхтел, считал, зафиксировал вопрос , сказал что мне ответят в течении суток . Я хочу понять методологию расчета базовой тарифной ставки для конкретного водителя. Через сутки приходит на почту ответ , суть его такая пошел ты Евгений на . р , как хотим так и считаем , ничего мы тебе тут рассказывать не будем , вот тебе указания ЦБ 6007-У , если ты вдруг не в курсе поизучай и вот тебе наши факторы которые влияют на расчет базовой ставки а как мы ее тебе посчитаем не твоего ума дела , ишь ты какой тут аккуратный водитель минимальную ставку базовую захотел , плевали мы на указания ЦБ индивидуально подходить к каждому водителю ! а присланная СМС вообще прекрасна , методологию расчета мы не разглашаем !
Установил новые коэффициенты страховых тарифов. В случае с юридическими лицами они зависят от места регистрации юридического лица, которое указано в свидетельстве о постановке на налоговый учет. Для физических лиц коэффициенты зависят от адреса регистрации владельца, указанного в ПТС — если регистрация в паспорте с ним не совпадает, то самое время поменять ПТС и внести в него актуальные данные.
Обязательную страховку авто можно оформить в компании лично или онлайн, на сайте страховой. Сначала вы выбираете страховщика, Центробанк рассчитывает базовую ставку и коэффициент, устанавливая коридор, в рамках которого компания рассчитает цену для вас. Сравните цены у нескольких надежных поставщиков страховых услуг, они могут значительно отличаться.
Рассмотрим на примере: утром вы едете на работу, подъезжая к светофору, вдруг замечаете, что машина перед вами резко тормозит. На дороге гололедица, и вы не успеваете затормозить, в результате – прямое попадание в бампер переднего автомобиля. Ваша машина пострадала меньше, ее вы отремонтируете сами, если нет каско, а вот машину потерпевшего починят за счет вашей страховой компании. По закону, у вас должно быть ОСАГО, вы предъявляете его инспектору или в ГИБДД, если оформите аварию по европротоколу.
- владелец ТС без страховки будет оштрафован, размер взыскания – 800 рублей;
- если вы оформили автогражданку, но оставили документ дома, то инспектор наложит взыскание 500 рублей;
- 500 рублей заплатит водитель за рулем чужого авто, не вписанный в документ.
Если ОСАГО – обязательная страховка, и купить ее должен каждый автовладелец, то каско – это добровольное страхование своего авто на случай ДТП, угона и даже стихийных бедствий. Банки часто требуют оформить этот вид страховки, когда оформляют автокредит. В Совкомбанке вы можете купить авто в кредит без дополнительных трат.
- страховка действует 12 месяцев, действие заканчивается сразу, заключить следующий договор надо заблаговременно;
- полис предъявляют инспектору или сотруднику ГИБДД в бумажном/электронном виде,
- объект страховки – ответственность виновника ДТП,
- в документ вписывается до 3-х водителей, есть вариант купить страховку без ограничений (стоит дороже).
Размер расходов на запасные части (за исключением случаев возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном пунктами 15.1 — 15.3 настоящей статьи) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости.
Первое, о чем мы уже сказали: страховые выплаты по ОСАГО учитывают износ запчастей. Поэтому страховая никак не может заплатить вам как за новые запчасти – расчёт стоимости деталей, узлов и агрегатов ведётся по Единой методике. И если соблюдаются условия для страхового возмещения деньгами, то истребовать со СК недоплаченные деньги за износ не получится.
Уполномоченный по финансовым спорам может воспользоваться вашими фото и заключениями, а может запросить их у страховщика. Также в компетенции омбудсмена назначить собственную независимую экспертизу. Если это случится, то на её проведение уйдет 10 рабочих дней.
ПАО СК «Росгосстрах» не признала страховой случай и не выдала направление на ремонт. Однако впоследствии в судах было установлено, что часть повреждений соответствует ДТП – и со страховщика взыскали страховое возмещение. Однако, учитывая, что ранее направление на ремонт выдано не было, как не было и условий для замены ремонта деньгами, суды посчитали, что «Росгосстрах» должен возместить потерпевшему ремонт без учёта износа. Кассационная инстанция посчитала иначе. Но Верховный Суд сослался на п. 2 ст. 393 ГК РФ, отменил решение кассационного суда и направил дело на новое рассмотрение. Потерпевший не должен быть поставлен в худшее положение – в связи с этим стоимость ремонта должна быть выплачена без учёта износа.
Выплата вместо ремонта полагается при одном из условий пункта 16.1 ст. 12 ФЗ № 40 Об ОСАГО. Например, если затраты на восстановление ТС превышают максимальный размер страхового возмещения. Или если в договоре ОСАГО изначально прописано условие возмещения вреда деньгами. Но страховая может сама предложить вам выплаты вместо ремонта – по соглашению.
Сколько максимальный размер выплат по ОСАГО при ДТП: за машину, вред здоровью и жизни
Верхний лимит возмещения по состоянию на 2022 год по меньшей мере за вред от ДТП имуществу – автомобилю, нередко неспособен покрыть реальную сумму ущерба, если авария была хоть сколько-нибудь серьёзная. Но существуют разные значения такого лимита, и они зависят не только от объекта вреда, но и от ряда других тонкостей и нюансов. А потому в статье мы выясним все их и сколько составляет на сегодня максимальный размер выплаты при ДТП по ОСАГО.
Как видим, за травмы в результате ДТП можно получить несколько больше, чем за вред автомобилю. И это достаточно справедливо. Для получения выплаты необходимо подать такое же стандартное заявление с извещением в страховую компанию, а также приложить соответствующие документы:
- ДТП произошло в подходящих под условие регионах:
- Москва или Московская область,
- или Санкт-Петербург или Ленинградская область;
- информация об аварии передана в некорректируемом виде специальными средствами с наличием навигации ГЛОНАСС в Российский союз автостраховщиков.
- фото- или видеосъёмка результата ДТП должна быть сделана в течение не более 60 минут и включать в себя госномера или VIN автомобилей участников и свидетелей, места повреждения, расположение машин и дорожной инфраструктуры,
- устройство должно поддерживать систему навигации ГЛОНАСС,
- само приложение должно передавать данные в автоматическом режиме в некорректируемом виде в РСА с датой, временем и координатами происшествия.
Выше мы привели цитату из статьи 7 ФЗ о страховом лимите за жизнь и здоровье в размере 500 000 рублей. И, если в отношении пострадавших в ДТП всё достаточно понятно, то в отношении погибших в результате аварии есть одна тонкость – если ДТП унесло жизнь потерпевшего, то выплата делится на 2 части по целевому назначению:
Выплаты по ОСАГО в 2022 году – как рассчитывается и оценивается ущерб страховыми компаниями
Иметь полис ОСАГО должен каждый владелец транспортного средства. Страхуется только гражданская ответственность водителя, поэтому при попадании в аварию выплачивается компенсация другой, пострадавшей стороне. Сам нарушитель возмещение не получает, так как его автомобиль не является объектом страхования по такому полису.
- Страховщик имеет право оставить поврежденное транспортное средство у себя. Однако он может сделать это только после выплаты компенсации.
- Потерпевший может оставить себе годные детали автомобиля (например, для продажи), но тогда их стоимость будет вычтена из размера страховой выплаты.
Некоторые граждане не могут определиться с выбором способа страхования. Чтобы понять, что лучше при ДТП — КАСКО или ОСАГО, нужно изучить некоторые нюансы. Например, по ОСАГО не предусмотрены выплаты виновникам аварии. Если обе страховки имеет пострадавший, ему нужно выбрать, по какой из них он будет получать компенсацию. Закон не позволяет получать страховые суммы по обоим договорам одновременно. В такой ситуации нужно учитывать стоимость ущерба. Дело в том, что по КАСКО нет ограничений по сумме компенсации. Однако при переоформлении договора стоимость страховки значительно возрастет в связи с наступлением страхового случая. Стоимость ОСАГО при наличии аварий также увеличивается, но не в меньших масштабах.
Иногда спровоцировавшие аварию водители также надеются получить страховку. Самое интересное, что есть ситуации, когда действительно можно получить выплату компенсации виновному в ДТП. Теоретически выплаты виновнику аварии по закону не предусмотрены. Однако бывают ДТП, в которых один человек может быть одновременно виновником и потерпевшим. В таких случаях ему полагается компенсация по ОСАГО, но только в той части, в какой он пострадал.
- стоимость деталей на момент происшествия;
- доля годных деталей от общей стоимости машины;
- коэффициент продажи запчастей. Это 0,6 для грузовых машин и 0,7 для легковых;
- коэффициенты срока эксплуатации и степени повреждения деталей.